1. Реальная Россия
  2. Археологические находки
Муром, / ИА Красная Весна

Под Муромом археологи обнаружили в могильнике уникальный вышитый деисус

Изображение: Дмитрий Будько © ИА Красная Весна
Археологические раскопки
Археологические раскопки
Археологические раскопки

При раскопке средневекового селища Чаадаево 5 под Муромом в ходе спасательных археологических работ, предваряющих строительство скоростной автодороги Москва — Казань, экспедицией Института археологии РАН был сделан ряд интересных находок, 25 января о них рассказали на сайте института.

Археологи, кроме усадебной застройки, в ходе экспедиции исследовали также некрополь, где раскопали 46 земляных захоронений, совершенных по христианскому обычаю. В пяти погребениях (двух женских, двух мужских и детском) были найдены металлические пуговицы, в женском захоронении обнаружены плосковыпуклые квадратные серебряные с позолотой нашивные накладки, вероятно, от очелья.

В трех погребениях были выявлены тканые фрагменты. Вместе с ними в двух случаях найдены кусочки бересты, которые тогда использовали для придания жесткости фрагментам одежды. Находки представляют собой остатки декоративного оформления костюма домонгольского периода Руси.

Так, в мужском погребении были найдены фрагменты золотной ленты, ткани и остатки бересты, вместе представляющие собой остатки воротника, сшитого из шелковой узорной ткани самит и окантованного с трех сторон тканой золотной лентой с орнаментом «плетенка». Оборотная сторона воротника была льняной, а для придания жесткости между лицевой и оборотной сторонами была проложена береста.

В женском захоронении были обнаружены фрагменты золотной ленты с орнаментом «зигзаг», возможно, манжеты.

Но наибольший интерес представляет уникальная находка из захоронения, в котором погребена женщина 16–25 лет. На полосе ткани длиной 12,1 см и шириной 5,5 см вышита композиция из трех фигур, центральная из которых сохранилась полностью, кроме нимба (его форму позволяют восстановить сохранившиеся проколы от иглы), в отличие от остальных двух.

Композиция представляет собой деисус: ее центральной фигурой традиционно является фронтальное изображение Иисуса Христа с благословляющим жестом. По бокам вышиты стоящие в молитвенных позах и обращенные к нему Богородица (слева) и Иоанн Предтеча (справа).

Следует отметить высочайший уровень мастерства, ювелирную тонкость и изящность исполнения этой вышитой миниатюры. При этом вышивка по золотной ленте требует больше умений и опыта, чем обычная вышивка по ткани. Древняя мастерица вышила деисус мельчайшими стежками шелковыми нитями различных цветов и золотными нитями.

Дополнительные художественные эффекты (подчеркивание линий драпировок одежды и т. п.) были достигнуты с помощью разных приемов ручных швов. Эта лента, безусловно, представляет собой высокое произведение декоративно-прикладного искусства, считают ученые.

Такие золототканые ленты широко бытовали на Руси XI–XIII веков. Местом изготовления таких лент исследователи считают Византию и Испанию. Обычно этим элементам декора придавали жесткость за счет основы из бересты или кожи.

Вышивка с изображением деисуса на находке из Чаадаева по своему исполнению уникальна и требует дальнейшего подробного изучения, отмечают исследователи. Так, остается открытым вопрос: деталью какого изделия является этот фрагмент с вышивкой?

Так как он имел жесткую основу, а сама такая вышивка предполагает ее демонстрацию, то вполне возможно, что она была частью головного убора или очелья. Судя по другим археологическим находкам, в домонгольской Руси существовала традиция изображения святых на головных уборах.

Подобные находки говорят о том, что религиозные сюжеты на ранних этапах христианства могли присутствовать и в обиходе. Вероятно, они демонстрировали принадлежность их владельцев к православию, при этом богатое золотное шитье подчеркивало также их высокий статус.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER