Подготовка боевиков из Узбекистана сильно упала — эксперт по терроризму
Подготовка, как идеологическая, так и боевая, боевиков из Узбекистана сильно упала за последние годы, считает директор некоммерческого узбекистанского Центра изучения региональных угроз Виктор Михайлов. Об этом он пишет в своей статье 29 декабря.
Михайлов приводит видео-интервью боевика из Самарканда Рахмиддина Сапарова, который рассказывает, как он попал в центр подготовки боевиков в Сирии и провалил свое задание по проведению терактов на территории Узбекистана.
Сапаров рассказал в своем интервью, что после службы в армии попал под влияние идей Тахира Юлдаша (организация, деятельность которой запрещена в РФ), основателя террористической организации Исламское движение Узбекистана (организация, деятельность которой запрещена в РФ). В результате через территорию Турции он попал на территорию Сирии, где прошел курс минно-взрывного дела.
Позже он был отправлен в Узбекистан для проведения серии терактов. Однако ряд обстоятельств привел к тому, что он попал на территорию Украины, где ему было поручено ограбить курьера местной афганской диаспоры. Сапарова быстро обнаружила киевская милиция, после чего он был заключен под стражу и был вынужден обратиться за помощью в посольство Узбекистана. Выйдя на свободу, он был повторно задержан на украинско-белорусской границе и депортирован на родину.
Анализируя интервью с Сапаровым, Виктор Михайлов выводит как минимум три причины, по которым деятельность террористических организаций на Ближнем Востоке сильно осложняется. Первое — это внутренние конфликты между организациями. Второе — усложнение вопросов переброски боевиков из-за пандемии коронавируса. Третье — само «качество» как полевых командиров, так и рекрутов.
Заканчивая свой анализ и обращая внимание на то, что «диверсант провалил все задания, даже не попав в родной Самарканд», Михайлов отмечает, что «измельчали муджахиддины».