1. Экономическая война
  2. Экономика Великобритании
Лондон, / ИА Красная Весна

Госдолг Великобритании достиг максимума со времен Второй мировой войны

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Британский лев
Британский лев

Государственный долг Великобритании по состоянию на 2021 год является самым большим со времен Второй мировой войны, 22 апреля сообщило Управление национальной статистики страны.

По данным статистического ведомства, Великобритания еще никогда не заимствовала такие большие суммы за один финансовый год. В период до марта 2021 года страна заняла 303 миллиарда фунтов стерлингов, или 14,5% ВВП, что является наибольшим объемом заимствований с 1946 года. Для сравнения, в 2010 году, когда Джордж Осборн, канцлер казначейства Великобритании, опасался, что страна движется к кризису суверенного долга в греческом стиле, дефицит бюджета составлял 10,1%.

Объем государственного долга Великобритании сейчас составляет 2,14 триллиона фунтов стерлингов или около 97,7% ВВП. За один год Великобритания заняла сумму, эквивалентную пятой части всей непогашенной задолженности. В последний раз доля акций в ВВП была больше лишь в начале 1960-х годов, когда премьер-министром был Гарольд Макмиллан

Год вспышки COVID-19 ознаменовался возникновением и укреплением военной риторики. «Если мы находимся в состоянии войны с вирусом, мы должны предоставить себе ресурсы военного времени», — заявил Лоуренс Бун, главный экономист Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В целом, британский пакет экономической помощи составит 344 миллиарда фунтов стерлингов за два года, из них 158 миллиардов фунтов стерлингов для Национальной службы здравоохранения и системы тестирования и отслеживания контактов, а 111 миллиардов фунтов стерлингов были направлены на персональные пособия, в основном на оплачиваемые отпуска и поддержку доходов самозанятых. Это все равно, что взять шесть месяцев государственных налоговых поступлений на докризисном уровне и потратить все это на один отдельный проект, указывает издание.

Сравнение военного времени не ограничивается пакетом мер по спасению, а распространяется на механизм, с помощью которого был профинансирован рекордный долг. Чрезвычайные займы правительства стали возможны благодаря Банку Англии. Он не только снизил процентную ставку с 0,75 процента до 0,1 процента, но и на каждый фунт стерлингов, привлеченный государством на рынке ценных бумаг, банк покупал один фунт стерлингов.

Другими словами, каждая копейка, собранная во время пандемии, оказалась на балансе Банка Англии. Фактически государство взяло деньги в одном кармане и переместило их в другой. Таким образом, банк сохранил ликвидность рынков и снизил стоимость заимствований. Объем долга может достигать 58-летнего максимума, но затраты на обслуживание как доля государственных доходов находятся на 320-летнем минимуме.

Такая координация между Банком и правительством не нова. Во время Второй мировой войны Федеральная резервная система США действовала примерно так же, чтобы гарантировать, что военные расходы можно будет финансировать как можно дешевле. «По сути, он делает то, что ФРС делала в период с 1942 по 1951 год. . . Покупка государственных облигаций любого уровня, необходимого для финансирования военных действий», — заявил в прошлом месяце парламенту лорд Адэр Тернер, возглавлявший Управление финансовых услуг до его упразднения в 2013 году.