1. Экономическая война
  2. Экономика Турции
Лондон, / ИА Красная Весна

OMFIF: при Эрдогане в Турции не будет устойчивой и предсказуемой экономики

Изображение: Рыжкова Анна © ИА Красная весна
Турецкая лира
Турецкая лира

Одним из изменений конституции Турции стала более широкая возможность управления главы государства экономической политикой и, как результат, привело к «новой экономической модели» президента Реджепа Тайипа Эрдогана, заявил старший директор аналитической группы рейтингового агентства Fitch Ratings Эрих Ариспе Моралес 26 мая в подкасте для аналитического центра OMFIF.

Благодаря институциональной реформе, в первую очередь конституционному референдуму 2017 года, принятие экономической политики стало гораздо более централизованным. Одним из результатов этого институционального переворота стал неортодоксальный подход страны к денежно-кредитной политике. Нетрадиционная теория, лежащая в основе так называемой «новой экономической модели», которая лежит в основе экономической и денежно-кредитной политики страны, направлена на повышение конкурентоспособности в погоне за моделью роста, ориентированной на экспорт.

Новая экономическая политика основана на предположении, что сочетание более низких процентных ставок и адресной поддержки стратегических, ориентированных на экспорт секторов приведет к увеличению инвестиций и увеличению финансирования экспорта. Экспорт будет расти и, в конце концов, превратит дефицит счета текущих операций в профицит. Но реализация этой нетрадиционной теории не оправдала возлагаемых на нее надежд.

В конце 2021 года, когда инфляция составила около 20%, Центральный банк снизил ставки на 500 базисных пунктов, несмотря на рост инфляции, ухудшение внутренней уверенности и положительный разрыв в объеме производства, что привело к дополнительному финансовому кризису. В свою очередь это привело к увеличению внешней уязвимости, инфляции, закрепившейся на более высоких уровнях, и снижению доверия к политике.

В результате из-за непоследовательной политики, которая приводит к высокой инфляции, давлению на лиру и международные резервы, а также влияет на доступность и стоимость внешнего финансирования, Fitch понизило рейтинг Турции, и прогноз остается негативным. Действующий президент защищает текущий набор мер, но управление этим будет сопряжено со значительными трудностями.

План следующего правительства по ослаблению давления на валютном рынке и снижению инфляции, курс лиры, доступ к финансированию для удовлетворения крупных потребностей во внешних займах и внутренняя политика, включая местные выборы 2024 года, являются следующими ключевыми факторами для западных наблюдателей за Турцией.

В геополитическом плане тоже есть на что обратить внимание. Сирийские беженцы в Турции могут стать более спорным вопросом внутри страны, поскольку страны начали нормализовать отношения. Во-вторых, отношения между Турцией и другими региональными державами, такими как Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ, могут изменить геополитическую динамику на Большом Ближнем Востоке.

Наконец, хотя турецкая делегация в конце концов дала зеленый свет членству Финляндии в НАТО в марте, вопрос о вступлении Швеции всё еще находится на рассмотрении. Исход этого процесса определит будущее отношений Турции с Западом, особенно на фоне конфликта на Украине.

Но всё же в ближайшее время будет решать экономика: следующему лидеру страны придется иметь дело с неудовлетворенным спросом на иностранную валюту, давлением на лиру и дефицитом счета текущих операций, сокращением международных резервов и всё еще очень высокой инфляцией. Но возвращение к устойчивой, предсказуемой и заслуживающей доверия экономической политике кажется маловероятным под руководством Эрдогана.