Никакое шоу не стоит жизни людей — эксперт об отмененной гонке «Формулы-1»
Причины, по которым Гран-при Бельгии не состоялась из-за сильного дождя, описал бывший пилот «Формулы-1» Мартин Брандл, 31 августа в колонке для Sky Sports.
«Формула-1» не смогла провести одну из важнейших гонок чемпионата, проходящую на историческом автодроме Спа-Франкоршам в Бельгии. Причиной тому — сильнейший дождь, который не прекращался на протяжение всего гоночного уик-энда.
В пятницу и субботу погодные условия еще позволили командам завершить программу — провести тренировочные заезды и квалификацию. Но во время гонки трасса, по словам самих гонщиков, оказалась непригодна для гонок.
В итоге пилоты проехали всего три круга друг за другом, следуя за машиной безопасности. Этого оказалось достаточно, чтобы, согласно спортивному регламенту, считать гонку состоявшейся — лидер пелетона дважды пересек финишную черту. Очки были начислены первой десятке, сформированной по итогам квалификации. Но гонщики получили лишь половинные баллы.
Некоторые болельщики задавались вопросом, почему в схожих условиях «Формула-1» не отказывалась от гонок в 1980-е и 1990-е. Эксперт Sky Sports и бывший гонщик «Формулы-1» Мартин Брандл признал, что раньше гонщики могли гоняться и при худших условиях, однако каждый раз это заканчивалось, в лучшем случае, сильной аварией или травмами.
«Условия в Сузуке в 1994 году были просто ужасными, однако Гран-при начался. Помню, как что-то промелькнуло мимо меня слева на главной прямой — когда я обернулся, это оказался развернувшийся Benetton Джонни Херберта. Я тут же столкнулся с аквапланированием и врезался в маршала, который помогал пилоту, попавшему в схожую аварию. Когда я проскользил по траве и, наконец, остановился, то побежал на помощь — берцовая кость маршала торчала из-под комбинезона», — вспоминает Брандл.
Также эксперт вспомнил события гонки в Аделаиде в 1989 году. Тогда пилоты также отказывались гоняться, но отмашку старта приказал дать тогдашний глава «Формулы-1» Берни Экклстоун. И гонщики подчинились и начали гонку.
«Было страшно, но я продолжил, пока поистине одержимый и летящий по трассе Айртон Сенна не заехал в заднюю часть моего „Брэбэма“ в спрее», — рассказал ветеран Королевских гонок.
По его словам, все дело именно в этом «спрее» — огромной массе водной взвеси, которая поднимается в воздух от колес проезжающего болида. И с такой проблемой сталкиваются именно болиды «Формулы-1».
На этой же трассе в этот же уик-энд провели свои этапы другие гоночные серии — «Формула-3», «Серии W» и «Суперкубок Порше». Однако, в отличие от «Формулы-1», машины этих чемпионатов медленнее как минимум на полминуты с круга, они «развивают гораздо меньшую максимальную скорость и не генерируют столько спрея».
«С одной стороны, есть лучшие пилоты мира на быстрейших болидах и шинах, которые даже называются „для экстремально мокрых условий“ (Extreme Wets). Можно сказать: „Если бы все могли пилотировать в таких условиях, то не было бы толп зрителей на трибунах и у телевизоров“. Пожалуй, не было бы. С другой стороны, мы несем ответственность за маршалов, гонщиков и фанатов и не должны бездумно ставить их жизни или здоровье под угрозу — никакое шоу, разумеется, этого не стоит», — подчеркнул Брандл.
Он отметил, что никто не должен брать на себя столь большой риск и давать старт гонке при условии, что все гонщики говорят, что это небезопасно.
По словам Брандла, гонщики во время сильного дождя попросту не видят, что происходит впереди. К этому добавляется аквапланирование — эффект, при котором сцепление болида с трассой резко ухудшается. Поэтому мастерство или смелость отходят здесь на второй план, и всем начинает управлять случай или везение.
Мартин Брандл выступал в чемпионате «Формулы-1» с 1984 по 1996 год. За свою карьеру в Королевских гонках британец успел погоняться сразу за восемь команд, девять раз поднимался на призовой подиум.
Также гонщик выступал в гонках на выносливость «24 часа Ле-Мана», где в 1990 году одержал победу на машине Jaguar XJR-12.