1. Политическая война
  2. Политика Ватикана
Ватикан, / ИА Красная Весна

Ученые обсуждают молчание папы Пия XII о геноциде евреев в Третьем Рейхе

Изображение: (сс) pcdazero
Ватикан
Ватикан

Ватикан, возможно, и спас тысячи евреев во время военного правления папы римского Пия XII, но молчание покойного понтифика о геноциде будет обсуждаться на этой неделе во время международной конференции. Об этом 7 октября сообщает UCA News.

Конференция ученых, которая пройдет в Риме 9–11 октября, состоится через два года после того, как нынешний глава Римской католической церкви папа Франциск приказал открыть архивы Ватикана папства Пия XII, управлявшего Святым Престолом с 1939 по 1958 год.

Решение Франциска, последовавшее после десятилетий давления на Ватикан со стороны ученого сообщества, разделившегося по поводу предполагаемой пассивности Пия XII во время истребления нацистской Германией миллионов евреев, предоставило историкам и богословам доступ к 16 миллионам новых документов из архивов Ватикана.

Но несмотря на это разногласия остаются.

Все «ни черное, ни белое», поясняет вспомогательный епископ Реймса Этьен Вето, бывший директор Центра кардинала Беа, римского исследовательского института еврейско-христианских отношений.

По словам Вето, по-прежнему актуальны две диаметрально противоположные версии, над которыми исследователи работают, чтобы примирить действия папы Пия, который получив юридическое образование, служил нунцием Святого Престола сначала в Пруссии, а затем в объединенной Германии, прежде чем стать папой.

Согласно первой версии, папа Пий по сути спрятался в своем ватиканском дворце и никогда публично не осуждал преследования, депортацию и истребление евреев нацистами.

Вторая версия, называет его сдержанным и умным папой, поскольку армия из католических священников и монахинь помогла укрыть и спасти от рук нацистов по меньшей мере 4000 римских евреев, не дав при этом повод для гонений на католиков в Европе.

Недавно открытые архивы «не меняют основную линию историографии — линию публичного молчания», — отмечает историк антисемитизма во Французской римской школе Нина Вальбуске.

Ватикан взял под защиту Пия XII, заявив, что он спас многих евреев, дав им убежище в религиозных учреждениях, и что его молчание было вызвано желанием не усугублять их положение.

Его сторонники считают, что во время войны папа пытался совместить осмотрительность дипломата с желанием сохранить нейтралитет Ватикана.

Профессор современной и церковной истории в Университете иностранцев Перуджи Габриэле Ригано считает, что молчание Пия отражает «сознательный выбор, который отвечает различным потребностям папства и католической церкви, которые можно резюмировать политикой беспристрастности».

Ватиканское мышление того времени также рассматривало победившую Германию как оплот в борьбе против коммунизма и Советского Союза, напоминает ватиканист Марко Полити.

Среди множества документов, свидетельствующих о том, что Ватикану было известно об истреблении евреев в нацистских концентрационных лагерях, фигурирует письмо немецкого священника-иезуита Лотара Кенига личному секретарю Пия, немцу Роберту Лейберу.

В письме Кенига от 14 декабря 1942 года, обнаруженном в прошлом месяце исследователем, упоминается «домна» в лагере смерти Белжец в Польше, где «ежедневно умирает до 6000 мужчин и женщин, особенно поляков и евреев».

Однако основной вклад документов из недавно открытых архивов Ватикана отражает изменения в политике Церкви по отношению к евреям после войны.

Курия, или правительство Святого Престола, «было отмечено сильным антииудаизмом, граничащим с антисемитизмом», пояснил Ригано, при том, что молчание Пия контрастировало с позицией его предшественника Пия XI.

Последний протестовал против расовых законов Италии фашистской эпохи, написав: «Мы, христиане, духовно являемся семитами».

Холокост стал своего рода «пробуждением» для Церкви, которая осознала, что ее собственное учение могло стать «питательной средой для ядовитого растения антисемитизма», констатирует Вето.

Тем не менее, по словам Вальбуске, Ватикан отреагировал медленно, сославшись на «сохранение антиеврейских предрассудков внутри церкви сразу после войны и неосведомленность о том, что такое Шоа».

Лишь в 1965 году Второй Ватиканский Собор опубликовал декларацию «Nostra Aetate» об отношении Церкви к нехристианским религиям. Этот документ раз и навсегда отверг антисемитизм.

Официальный процесс беатификации Пия начался в 1967 году. Но с тех пор, как Папа Бенедикт XVI в 2009 году провозгласил его «почтенным», что стало еще одним шагом на пути к святости, процесс застопорился.