Сжиженный газ из Испании в Италию будут поставлять паромом
Паромные перевозки сжиженного газа (СПГ) между испанской Барселоной и Ла Специей в итальянском регионе Лигурия планируют наладить власти этих двух европейских государств, чтобы снизить зависимость Италии от российского газа, 28 марта сообщает La Vanguardia.
«Мы создадим виртуальный газопровод с системой небольших челночных судов», — сказал тосканской газете La Nazione Марко Альвера, генеральный директор государственной компании Snam, которая управляет газотранспортной сетью в Италии.
Завод в Барселоне будет принимать газовозы с большими объемами, предназначенными для Италии, перекачивать их в свои емкости, а челночные суда будут доставлять СПГ к берегам бывшей Генуэзской республики для закачки в итальянскую сеть, которая в настоящее время имеет только три регазификационных завода по всему полуострову: завод Панигалья, плавучая станция возле порта Ливорно в Тоскане и более крупная станция в Порто-Леванте, на искусственном острове у побережья Адриатики, недалеко от Венеции. Этот адриатический завод может хранить 250 тыс. кубометров сжиженного газа.
Из больших резервуаров порта Барселоны СПГ будет поставляться малыми газовозами на регазификационный завод в Панигалья, расположенный в нескольких километрах от порта Ла Специя, который не может принимать крупнотоннажные суда.
Порту Барселоны предрекают важную роль на энергетической карте, перекроенной в последние недели российской спецоперацией на Украине. Завод Enagás в Барселоне с емкостью хранения до 800 тыс. кубометров сжиженного газа является крупнейшей регазификационной станцией в Средиземноморье.
Регазификационный завод в Панигалья может хранить только 90 тыс. кубометров жидкого топлива. После регазификации один кубометр сжиженного газа превращается в 600 кубометров газа, сообщает издание. Сжижение происходит путем охлаждения газа до -160º, а регазификация требует постепенного повышения температуры топлива.
На Пиренейском полуострове в настоящее время имеется семь регазификационных заводов (шесть в Испании и один в Португалии), которые составляют до 30% мощностей по хранению сжиженного газа в Европе и 25% мощностей по регазификации. Проблема Пиренейского полуострова, очень мало зависящего от российского газа, заключается в отсутствии трансграничных связей с европейской сетью.
Дело в том, что Испания находится в исключительной ситуации по поставкам газа, признанной на последнем Европейском совете, где обсуждался контроль над ценами на электроэнергию. Страна почти не зависит от поставок российского газа, так как основным поставщиком Испании является Алжир.
Именно поэтому сейчас рассматривается вопрос о возобновлении заброшенного три года назад газопровода Midcat, на завершение которого уйдет более двух лет. Трансграничные газовые и электрические соединения сегодня являются приоритетом для Европейского Союза.
Италия потребляет около 76 млрд кубометров газа в год, против 33 млрд, потребляемых Испанией. Италия зависит от поставок газа из России на 40%. Российский газ пересекает Альпы через Швейцарию и Австрию. Италия также получает газ из Алжира по газопроводу Энрико Маттеи, страна является основным потребителем Алжирского газа, опережая Испанию. Она также получает газ из Азербайджана по газопроводу через Адриатическое море из Албании. В Италии нет атомных электростанций из-за общественной оппозиции и потому, что это страна с высоким сейсмическим риском. И она не развила возобновляемую энергетику так сильно, как Испания.
Это высокоурбанизированная страна с высокой плотностью населения, с населением 60 млн человек на территории, составляющей половину Пиренейского полуострова. Короче говоря, Италия сейчас очень уязвимая страна для газового кризиса. Правительство Италии уже готовит аварийные планы на следующую зиму. Паром Барселона-Ла Специа является частью этих планов на случай непредвиденных обстоятельств.
Midcat — это проект газопровода, который соединит Испанию с Францией через Каталонию и удвоит нынешние мощности по транспортировке газа между двумя странами. Работы начались в 2010 году, но затем затормозились и были окончательно остановлены в 2019 году из-за отсутствия интереса со стороны Парижа. Теперь испанское правительство снова заявляет, что это стратегическая газовая магистраль для Европы, поскольку она позволит странам, сильно зависящим от России, прибегнуть к регазификационной мощности Испании, и в то же время это снизит статус Пиренейского полуострова как «энергетического острова».
Газопровод Midcat был задуман как продолжение газопровода Medgaz, который соединяет побережье Алжира с Альмерией и проходит вдоль всего побережья Средиземного моря до Жироны, откуда через Пиренеи должен был связаться с Барбайрой.
Недавний отчет Международного энергетического агентства подтвердил эту необходимость в своем, заявив, что «ограниченное сообщение между Испанией и Францией ограничивает использование регазификационных мощностей для импорта в другие страны».
Напомним, Испания импортирует 40% своего газа из Алжира. Однако в мае прошлого года алжирское правительство порвало дипломатические отношения с Рабатом из-за Западной Сахары и закрыло кран второго газопровода в Испанию — Магриб-Европа, который проходит через территорию Марокко.
На прошлой неделе председатель правительства Испании Педро Санчес внезапно поменял историческую позицию страны в отношении Западной Сахары и поддержал предложенный Марокко в 2007 году план об автономии, что по сути означает аннексию Западной Сахары со стороны Марокко. Это внезапное решение спровоцировало кризис с Алжиром, который отозвал своего посла в Мадриде для консультаций.