Politico назвало пути недопущения создания союза Россия и Китая против США

Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
Три дороги
Три дороги

Стратегия новой администрации США должна заключаться в том, чтобы не допустить формирования прочного альянса между России и Китаем, и для этого Вашингтону следует выстроить с ними пути взаимодействия. Об этом заявили Томас Грэм и Роберт Легвольд в статье, опубликованной 4 февраля в Politico.

Разбирая ошибочность различных подходов США к тому, как наилучшим образом ответить на вызов со стороны Москвы и Пекина, Грэм и Легвольд отметили, что разделение этих двух стран носит контрпродуктивный характер. По их мнению, в рамках такого курса без внимания остаются риски полного отказа от взаимодействия, в частности, с Россией в области ядерного нераспространения, а также не учитываются те факторы, которые и подталкивают РФ и КНР к более тесным связям.

В сложившихся условиях аналитики обращают внимание на то, что нынешняя администрация должна продолжать стратегию, сформулированную и проводимую с начала XX века — «а именно недопущение гегемонии того или иного противника или коалиции противников на евразийском суперконтиненте или его стратегически важных субрегионах, таких как Европа, Ближний Восток и Восточная Азия».

«Сегодня это подразумевает недопущение возникновения прочного альянса между Россией и Китаем, в котором динамизм Китая сочетается с природными ресурсами России, что может стать серьезной угрозой доминирования в Евразии», — указали они, подчеркнув, что для достижения успеха потребуются «тонкость и терпение».

«Грубая стратегия США, направленная на то, чтобы оторвать Россию от Китая или вбить клин между ними, не имеет шансов на успех и почти наверняка будет носит контрпродуктивный характер», — добавили они, связав это с тем, что «политические системы двух стран, характер их лидеров, взаимодополняемость их экономик и параллели в их внешнеполитических программах создают естественную основу для того, что они называют „всеобъемлющим стратегическим партнерством координации“».

Тем не менее они уверены, что имеются причины, в том числе исторические обиды и стратегические расчеты, в связи с которыми Москва и Пекин будут скептически относиться к возможности полного сближения. Поэтому, подчеркивают Грэм и Легвольд, благодаря продуманной политике США, направленной на эксплуатировании этих тенденций, удастся свести к минимуму риск того, что российско-китайское «стратегическое партнерство» воплотиться во враждебный антиамериканский альянс.

«Восстановление дипломатического взаимодействия с Россией и изменение санкционного режима, чтобы он отвечал потребностям разрешения конфликтов, а не просто был инструментом наказания, — это первые шаги в создании стратегических альтернатив для России за пределами Китая», — отметили они.

В плане же взаимодействия с КНР Грэм и Легвольд призвали США «воздерживаться от политики, из-за которой нынешняя напряженность в отношениях с Китаем могла бы превратиться в полномасштабную холодную войну», и здесь, кажется, решающий характер будет иметь взаимодействие США и Китая.

Тем не менее если пойти на улучшение отношений с Россией, удастся сократить имеющиеся риски. Москва, безусловно, извлекает выгоды из напряженности в американо-китайских отношениях, но если начнется настоящая холодная война между КНР и США, то ей придется выбирать сторону и, таким образом, жертвовать своей стратегической автономией — основным элементом национальной идентичности.

_«Российские лидеры не захотят этого сделать. Прямое влияние России на поведение Китая, быть может, и незначительно, но улучшение американо-российских отношений и устранение стимулов для российско-китайского стратегического согласования усложнило бы задачу Пекину и могло бы привести к менее агрессивной политике Китая», — подчеркнули эксперты.

Напомним, на негативность для США сценария, в рамках котором происходит сближение России и Китая, указывал целый ряд американских экспертов. По мнению многих из них, сделать это США могут, если вобьют клин между Москвой и Пекином. Для этого Вашингтон мог бы пойти на «уступки» России, в том числе «признать» » аннексию» Крыма де-факто, но не де-юре, а также предложить Москва «взаимное разоружение» в области вмешательства в выборы друг друга, в том числе отказаться от излюбленной Вашингтоном стратегии «продвижения демократии», забыть о Южной Осетии и Абхазии, перестать разворачивать войска в Европе, а также предпринять иные шаги.