США должны подтолкнуть Саудовскую Аравию к демократии — Foreign Affairs

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд

Только США могут в сложившейся ситуации подтолкнуть Саудовскую Аравию к демократическим переменам и настоящим открытым выборам, 15 марта отметил аналитик Мадави ар-Рашид в статье американского журнала по внешней политике Foreign Affairs.

Экс президент США Дональд Трамп не только хвалил наследного принца Мохаммеда бин Салмана, но и отказывался наказывать его после того, как спецслужбы США пришли к выводу, что он принимал непосредственное участие в убийстве журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году. «Я спас его…», — позже сказал президент США о принце королевства во время записанного на пленку телефонного разговора с репортером Washington Post.

Трамп по факту поддержал монархию Саудовской Аравии, а сейчас президент Байден должен выбирать новый вариант взаимоотношений с королевством в интервале между продолжением потаканию наследному принцу и жесткой дестабилизации арабской страны.

Издание Foreign Affairs считает, что для Саудовской Аравии есть время пойти по третьему пути — более прочному переходу к конституционной монархии. Байден мог бы начать с того, что подтолкнул Эр-Рияд к созданию Саудовского совета по политической реформе, в состав которого вошли саудовские и американские представители гражданского общества, активисты, дипломаты и представители судебной власти.

Главный мандат совета по реформе должен заключаться в подготовке Саудовской Аравии к всеобщим выборам, которые заменят назначенный Консультативный совет избранным парламентом, и в надзоре за снятием ограничений на слова, собрания, а также политическую организацию и организацию гражданского общества.

Соединенные Штаты — единственная держава, способная подтолкнуть саудовскую королевскую семью к проведению таких реформ. С 1945 года правительство США оказывало Саудовской Аравии дипломатическую и военную поддержку и даже защищало границы королевства от иностранной агрессии.

Американские компании обнаружили нефть Саудовской Аравии и продали ее по всему миру. И Соединенные Штаты продолжают передавать оружие и технологии в Эр-Рияд и обучать тысячи специалистов и технократов стипендиям правительства Саудовской Аравии.

В прошлом такая поддержка США предоставлялась без требований политической реформы, в основном из-за предполагаемого компромисса между стабильностью и демократией. Но это всегда был ошибочный выбор, и в любом случае Саудовская Аравия не так стабильна, как когда-то, отмечает аналитик издания.

Несколько лет падения цен на нефть, год COVID-19, рост безработицы и исчезновение прямых иностранных инвестиций ослабили экономическое положение королевства и раздули народное недовольство. Политические репрессии, включая тюремное заключение диссидентов, оказали дальнейшее давление на монархию — как, конечно же, международные последствия убийства Хашогги.

Поэтому Байден и его команда в такой ситуации должны подчеркнуть, что «дорожная карта» от бомбы замедленного действия абсолютной монархии — единственный способ обеспечить стабильность Саудовской Аравии и выживание ее королевской семьи, отмечает издание.

Опасения по поводу того, что Вашингтон может в конечном итоге подтолкнуть Эр-Рияд в объятия Китая или России, если он будет слишком сильно настаивать на проведении политических реформ, не должны отговаривать администрацию Байдена от достижения этого среднего пути. Эр-Рияд не пойдет внезапно на поиски новых союзов как по практическим, так и по идеологическим причинам.

Foreign Affairs считает, что с точки зрения логистики практически невозможно сменить поставщиков оружия в одночасье, а аппарат безопасности Саудовской Аравии, особенно его военно-воздушные силы, глубоко переплетен с аппаратом Соединенных Штатов. Исторические, культурные и языковые связи с Соединенными Штатами также препятствуют внезапному уходу на Восток.

Король Абдулла, правивший с 2005 по 2015 год, положил начало более тесным финансовым отношениям с Китаем и Россией. Но ни Пекин, ни Москва и близко не подошли к тому, чтобы сместить Вашингтон как основного партнера Эр-Рияда.