Актриса из «черного списка Голливуда» Марша Хант умерла в возрасте 104 лет
Американская актриса из «чёрного списка Голливуда» и общественный деятель Марша Хант скончалась в возрасте 104 лет, 9 сентября сообщает американский журнал The Hollywood Reporter.
Хант умерла в среду в своем доме в Шерман-Оукс (Лос-Анджелес), в котором жила с 1946 года. О смерти актрисы сообщил сценарист и режиссер документального фильма «Милые превратности судьбы Марши Хант» Роджер С. Мемос.
Уроженка Чикаго, бывшая фотомодель, в 17 лет подписавшая контракт с Paramount Pictures, произвела настоящий фурор, сыграв с Ланой Тернер в фильме «Эти гламурные девочки» (1939). Позже Хант, будучи в то время «самой молодой характерной актрисой Голливуда», появилась вместе с Микки Руни в номинировавшейся на «Оскар» картине «Человеческая комедия» (1943). Также в ее карьере: «Джо и Этель Тарпы звонят президенту» (1939), «Гордость и предубеждение» (1940) и классический нуар Энтони Манна «Нечестная сделка» (1948).
В 1947 году Хант и ее второй муж, сценарист Роберт Преснелл-младший, присоединились к Комитету первой поправки, который выступил против Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC), занимавшейся вытеснением коммунистов из индустрии развлечений. Комитет, в который также входили Хамфри Богарт, Лорен Бэколл, Дэнни Кей, Джон Хьюстон и другие голливудские либералы, отправился в Вашингтон на слушания HUAC, чтобы поддержать 19 деятелей искусств, находившихся «под подозрением».
Однако Богарт и другие «сдали назад», заявив, что их «одурачили» коммунисты, и их решение отправиться в Вашингтон было опрометчивым. Хотя это могло спасти ее карьеру, Хант не отступила. В июне 1950 года ее имя попало в антикоммунистическую публикацию «Красные каналы» (Red Channels: The Report of Communist Influence in Radio and Television), в которой многие актеры, режиссеры, сценаристы и иные лица обвинялись в «подрывной» деятельности.
«Знаете, меня никогда не интересовал коммунизм, — заявила Хант в интервью 2004 года, — Меня очень интересовала моя индустрия, моя страна и мое правительство. Но я была шокирована действиями наших властей и их жестоким обращением с моей отраслью. И поэтому я высказалась и выразила протест. Но после того, как меня, яростную либералку, занесли в черный список, мне сказали, что на самом деле речь шла не о коммунизме — он был лишь жупелом, — а о контроле и власти. Это был способ получить контроль, заставить всех согласиться с тем, что целесообразно в данный момент, с тем, что принято. Ни в чем не сомневайтесь, не высказывайтесь, не имейте собственных идей, не говорите об этом прямо, следите за языком, — если вы сделаете что-то из этого, вы подвергнетесь остракизму. И всё это так же плохо (а может быть, даже хуже), как быть коммунистом. Последнее, знаете ли, было еще вполне законно: Коммунистическая партия все еще была легальна в США и даже выдвигала своих кандидатов на государственные должности. Но вы бы потеряли свою работу, свое доброе имя, свои сбережения, возможно, свою семью и своих друзей, если бы стали коммунистом. Это было ужасно, просто ужасно».
После «Красных каналов» карьера Хант — к тому времени насчитывавшая более 50 фильмов, — уже не вернулась в прежнее русло. И хотя она так и не достигла славы некоторых своих коллег по цеху, Хант гордилась своей карьерой, особенно ее начальным этапом. Отправившись в 1955 году в кругосветное путешествие, актриса открыла для себя бедствия стран третьего мира и с головой ушла в гуманитарную деятельность, выступая от имени ООН и став «патриотом планеты».
В апреле 2015 года Хант была объявлена первым лауреатом премии Marsha Hunt for Humanity Award, созданной Кэт Крамер, дочерью знаменитого режиссера Стэнли Крамера.
Хант прожила со своим мужем Робертом 40 лет до его смерти в 1986 году. Детей у них не было.
Напомним, «Чёрный список» Голливуда — список деятелей культуры и искусства в США в 1940—1950-х годах, которым было запрещено заниматься профессиональной деятельностью из-за их политических взглядов. В подобные списки попадали члены Компартии США или «симпатизировавшие» ей, а также те, кто отказался сотрудничать с властями в расследовании деятельности компартии.
Первый список был составлен в 1947 году, а в 1950-м появился памфлет Red Channels со списком из 151 человека, которые были названы в нём «красными фашистами и их симпатизантами». У людей, попавших в такие списки, возникали большие сложности с работой, и они фактически лишались возможности продолжать работать в индустрии.