Исследование показало устойчивость морской жизни после массовых вымираний

Изображение: (сс) Géry Parent
Нуммулиты отряда фораминифер

Морские экосистемы могут снова начать работать, обеспечивая важные функции, после массового вымирания гораздо раньше, чем они достигнут пика биоразнообразия, гласит исследование, опубликованное 23 июня в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Международная исследовательская группа обнаружила, что планктон смог восстановиться и возобновить свою основную функцию регулирования уровня углекислого газа в атмосфере более чем в два раза быстрее, чем они восстановили полный уровень биоразнообразия.

«Эти результаты чрезвычайно важны, учитывая растущую озабоченность по поводу вымирания видов в ответ на драматические изменения окружающей среды, — сказала профессор палеобиологии в Университете Бристоля Даниэла Шмидт. — Наше исследование показывает, что морские системы могут компенсировать некоторые потери с точки зрения биоразнообразия, не теряя при этом полной функциональности, что вселяет надежду».

В то время как предыдущие исследования показали, что функциональность восстанавливается быстрее, чем биоразнообразие в водорослях, это первое исследование, подтверждающее открытие, сделанное далее по пищевой цепочке в зоопланктоне, которые жизненно важны для морской жизни как часть пищевой сети, поддерживающей рыбу.

Ученые проанализировали крошечные организмы, называемые фораминиферами, размером с песчинки, пострадавшие от массового мел-палеогенового вымирания, которое произошло около 66 миллионов лет назад и уничтожило три четверти видов растений и животных на Земле.

Это самое катастрофическое событие в эволюционной истории современного планктона, поскольку оно привело к разрушению одной из основных функций океана — «биологического насоса», который всасывает огромное количество углекислого газа из атмосферы в океан, где он остается погребенным в отложениях в течение тысяч лет. Этот цикл влияет не только на доступность питательных веществ для морской флоры и фауны, но и на уровень углекислого газа за пределами моря и, следовательно, на климат в целом.

«Наше исследование показывает, сколько времени — примерно 4 миллиона лет — может потребоваться экосистеме для полного восстановления после вымирания, — сказала доктор Хизер Берч. — Учитывая воздействие человека на нынешние экосистемы, это должно заставить нас быть внимательными. Однако важно отметить, что взаимосвязь между морскими организмами и морским углеродным насосом, который влияет на CO2 атмосферы, по-видимому, не является тесно связанной».