Эксперт: профессии по диплому скончаются через пять лет
Профессии по диплому скончаются через пять лет, существующая система образования будет готовить безработных, заявил директор по маркетингу сервисной компании Яндекс Андрей Себрант 25 ноября на проходящем в Москве Общероссийском гражданском форуме-2017, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
По мнению Себранта, обычное видение будущего как всего лишь улучшенного настоящего — неправильно: «Будущее всегда другое». Изменения обязательно коснутся профессиональной занятости и образования.
Выступающий подчеркнул, что «по алгоритму машина работает лучше», и такая деятельность будет в первую очередь вытеснена машинами. «Путь, когда «хочу работать по инструкции“ — путь к безработице».
Единственный способ не остаться на обочине жизни, по мнению менеджера интернет-компании, — «научить учиться», а не приобрести профессию, которая обеспечит до конца жизни «бутербродом с маслом», — нет таких профессий. «Они (профессии — прим. ИА КВ) будут быстро появляться и быстро отмирать. Профессии по диплому скончаются через пять лет».
Психологической подоплекой современных подходов к профессиональному обучению выступающий считает то, что многим хочется услышать, по какой инструкции действовать.
Стремление общества и государства к «архаичному», с точки зрения Себранта, образованию (в том числе и через единые учебники) докладчик считает неправильным. По его мнению, система обучения должна, во-первых, научить переучиваться и, во-вторых, добиться качественности образования. Необходимы альтернативные формы обучения — творческие студии, кружки, корпоративные формы (такие как Яндекс-лицеи, сбербанковские школы).
Напомним, что сегодня открылся Общероссийский гражданский форум-2017 — V ежегодная встреча представителей гражданского общества России для обсуждения наиболее актуальных проблем и совместной выработки предложений по их решению. Форум проводит Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина, созданный в апреле 2012 года после митингов на Болотной площади в Москве.
О том, что в XXI веке преуспеют те, кто будут способны не столько учиться, сколько «переучиваться и разучиваться», говорил ещё Элвин Тоффлер — один из самых влиятельных футурологов века двадцатого. Что правда, то правда — коллективные нормы реакции не могут и не должны браться напрокат из предшествующих эпох. Адекватный ответ на постиндустриальные вызовы должен включать в себя более гибкие механизмы освоения реальности, нежели те, которые может предложить индустриальная система образования с ее неотменяемым культом специализации. Не говоря уже о том, что «очастиченный» человек, каковым его знает капитализм, несовместим с возрожденческим идеалом целостной личности. А ведь именно от того, смогут ли наши ближайшие потомки заново обрести этот идеал или хотя бы сделать его своим экзистенциальным маяком, зависит, без преувеличения, судьба проекта под названием «Человек». И не в такой уж далекой, как многим кажется, перспективе.
Другое дело, что при сохранении нынешних глобальных тенденций, а в конечном счете и самого капиталистического строя ни о какой революции «когнитариата» (термин всё того же Тоффлера) можно и не мечтать. Преодоление профессиональных предрассудков будет иметь смысл лишь вкупе с преодолением буржуазной безблагодатности, иначе хваленая интеллектуальная трансграничность обернется лишь очередной формой эксплуатации, когда простой человек окажется не полноправным хозяином своих знаний, умений и навыков, а простым вместилищем таковых. Вместилищем, откуда сильные мира сего будут черпать содержимое по мере своих надобностей, если слово «мера» хоть сколько-нибудь применимо к поистине раблезианским аппетитам глобалистической элиты. А закончится это тем, что всех отранжируют по емкости этих вместилищ и воцарится такое неравенство, что самая зловещая антиутопия покажется несчастным обитателям нового рейха сущим раем на Земле. Чтобы этого не случилось, нужно не звать назад в уютный мирок профессионального призвания и не слепо поддаваться социально-философской моде, а сочетать максимальную открытость вызовам с весомостью и убедительностью своих ответов на них.