Семинар в Париже: русофобия — страх перед цивилизационным проектом России

Советский плакат «В единстве производства и науки — будущее нашей страны»
Советский плакат «В единстве производства и науки — будущее нашей страны»

Круглый стол под названием «Русофобия: алхимия империалистической войны», организованный лево-антиглобалистскими интеллектуалами прошел 12 апреля в Париже, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В ходе круглого стола журналисты и политологи из разных стран проанализировали феномен русофобии в историческом контексте и рассмотрели его значение в современной геополитике.

Прежде всего было отмечено, что русофобия, несмотря на ее кажущийся беспрецедентный характер, явление отнюдь не новое. Но при этом в многовековой политике Запада, в частности Франции, по отношению к России были и дружественные периоды.

Историк Ив Луар отметил, что во время и сразу после Второй мировой войны авторитет России был чрезвычайно высок, чего нельзя было сказать об «американских освободителях». В частности, он привел документальные свидетельства об американском «Совете по международным отношениям», который задолго до окончания войны начал работать над послевоенной мировой архитектурой и созданием всех ее ключевых институтов (ООН, МВФ и др.). В 1944 г. в Нормандии вместе с войсками американцы высадили специально подготовленные кадры с предельно антикоммунистическим настроем, задачей которых было создание оккупационной администрации на месте вишистского правительства. Однако, благодаря действиям сторонников Де Голля, операция не удалась.

Историк и политолог Бруно Дрвески отметил, что в XX веке русофобия была тесно связана с антикоммунизмом. Но удивителен факт, что после развала СССР она стала только усиливаться. Очевидно, ее причины не только идеологические. Они, вероятно, не ограничиваются и геополитикой, а связаны с цивилизационным потенциалом России, способной выдвигать собственные, принципиально отличающиеся от западных, концепции развития.

Политический аналитик Бадья Бенджеллун рассказала об упованиях, родившихся в арабских странах с созданием СССР, чей опыт показал, что в социализм можно шагнуть прямо из докапиталистического общества.

Социолог из Ирака Субхи Тома отметил два этапа развития русофобских идей в арабских странах. Первая волна, времен Оттоманской империи, носила религиозное оправдание («Русские — неверные»). Второй период связан с эпохой деколонизации, когда национальные элиты, отдавшие предпочтение западной сфере влияния, делали упор на антикоммунизм, опять-таки увязывая его с религиозным моментом («Русские — коммунисты — атеисты»). Однако в последнее время можно констатировать прямо противоположный процесс. Все арабские страны, даже самые реакционные, стремятся к хорошим отношениям с Россией, поскольку убедились в абсолютной ненадежности США.

Журналистка из США Дайана Джоунстоун говорила о несоразмерности гигантских вооруженных сил США с положением континента-государства, территории которого никто извне серьезно не угрожает. Причиной этого она назвала амбиции мирового доминирования. Она также отметила, что мощным инструментом борьбы с не принимающими опеку США государствами становились эмигранты-беглецы, "имеющие зуб" на родные страны.

Участики сошлись во мнении, что дегуманизация России в глазах западного общества связана с сущностным страхом перед альтернативной моделью существования, однажды уже нашедшей воплощение в опыте СССР и ставящей под сомнение западный мир как единственный ценностно-смысловой ориентир.