Кургинян: разрыв со сталинским аскетизмом в СССР привел к краху страны

Изображение: Вячеслав Яковенко © ИА Красная весна
Ельцин
Ельцин

Пьеса «В поисках радости» помогает увидеть, как погоня за благами превратила людей в инструмент демонтажа страны и бытия, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в статье «Война и мир — 2», опубликованной в газете «Суть времени» № 628 от 17 апреля.

Пьеса была написана советским драматургом Виктором Розовым в 1957 году. Ее премьера состоялась 5 декабря 1957 года на сцене Большого драматического театра имени Горького, затем в театре «Современник» и в Центральном детском театре. Экранизация пьесы состоялась на киностудии «Мосфильм» в 1960 году.

В пьесе показана советская семья, ориентированная на далекие от потребительства ценности. Старший сын в семье женится на мещанке, которую зовут Лена, и под ее влиянием забрасывает диссертацию, поддавшись умеренно-потребительским веяниям.

«Леонид Павлович, друг Леночки и Федора, — это номенклатурный выдвиженец хрущевской эпохи, которая противопоставляет свой гедонистический гуляш-коммунизм (термин Эриха Фромма) сталинскому аскетизму», — подчеркнул Кургинян.

Он пояснил, что в 1956 году XX съезд Коммунистической партии осудил Сталина не за аскетизм, а за репрессии. При этом очевидно, что советская номенклатура, по сути, разрывает со сталинским аскетизмом, опираясь при этом на некую псевдосоветскую потребительскую концепцию, что «не может не обернуться триумфом совокупной Леночки».

Кургинян предложил внимательнее всмотреться в действия партийного номенклатурщика Леонида Павловича и самой Леночки.

«Леонид Павлович, используя в полемике с Клавдией Васильевной казенный номенклатурный язык хрущевской эпохи, окорачивает ревнительницу советского аскетизма следующим образом: „Политика нашего государства в этом вопросе совершенно ясна — максимальное удовлетворение нужд трудящихся“», — подчеркнул он.

В пьесе Леночка демонстрирует матери семейства Клавдии Васильевне сущность того, что потом, в перестроечную эпоху, снимет маску мещанского бытового советизма. Далее, в духе позднесоветского лозунга «Народ и Партия едины», Леночка от лица народа, то есть мещанства, поддержит Леонида Павловича, то есть Партию. Леночка в пьесе заявит: «Совершенно верно! Зачем же тогда строят так много красивых, больших домов? Зачем дают прекрасные квартиры? Зачем в магазинах продают ковры, хрусталь, дорогую мебель, сервизы, картины?»

Леночка и Леонид Павлович показывают то, что скрывалось под маской мещанского бытового советизма в хрущевский период, а уже при Горбачеве предстанет как «прочный союз откровенно антисоветского мещанства и скрыто-антисоветской перестроечной номенклатуры», — отметил Сергей Кургинян.

Он подчеркнул, что в начале о единстве народа и партии говорят для замены советского бытия на «незатейливую обжираловку». Кургинян видит в этом то, что немецкий социолог и философ Эрих Фромм называл «иметь» и противопоставлял человеческому желанию «быть».

После отказа народа от советского бытия его перевели на «откровенно антисоветские позиции», считает Кургинян. Народ убедили, что полноценность желанного «иметь» можно реализовать только при капитализме, чему мешает советское «быть», которое нужно снести до основания. Философ добавил, что такое противопоставление не позволило создать даже «неубедительный перестроечный гибрид» между «иметь» и «быть», который можно назвать гуманным демократическим социализмом.

Кургинян подчеркивает, что в позднесоветский период партия в лице Горбачева, Яковлева и Ельцина обратилась к неким общественным слоям, ставшим инструментом для демонтажа СССР и советского образа жизни.

Эти новые партийные деятели, они же Леониды Павловичи, спросили общество: «Хотите получить полноценное „иметь“?» и общественные слои в виде совокупной Леночки ответили: «Да, хотим». Тогда деятели сказали коллективной Леночке, что для полноценного «иметь» необходимо «снести совок до основания».

«И эти Леночки выполнили указ своих номенклатурных руководителей», — констатировал Кургинян.