Сможет ли новая японская ракета H3 конкурировать с Falcon 9 Илона Маска?

Изображение: © ИА Красная Весна
Конкуренция в космосе. Коллаж
Конкуренция в космосе. Коллаж
Конкуренция в космосе. Коллаж

Успешный запуск японской ракеты нового поколения H3 в субботу породил моральный подъем у японских специалистов и дискуссии у чиновников и журналистов, сообщает 20 февраля The Japan Times.

H3, которая заменит H-IIA в качестве флагманской национальной ракеты, будет использоваться в широком спектре финансируемых правительством миссий в таких областях, как национальная безопасность, научные исследования и прогнозирование погоды.

Планы включают запуск спутника наблюдения Земли ALOS-4, космического корабля для перевозки грузов, направляющегося на Международную космическую станцию, японо-индийскую лунную миссию и миссию по возвращению образцов с Марса, а также еще больше спутников-шпионов для наблюдения за Северной Кореей и стихийными бедствиями.

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) и Mitsubishi Heavy Industries (MHI), которые совместно разработали H3, также надеются получить заказы на запуски ракет от частного сектора и международных клиентов, поскольку спрос на коммерческие спутники растет во всем мире.

Однако это ставит H3 в прямую конкуренцию с ракетой Falcon 9 от SpaceX, которая за последние несколько лет стала единственным лидером на мировом рынке запуска спутников.

Сможет ли H3, разработка которой обошлась примерно в 220 миллиардов иен (135 млрд руб.), серьезно конкурировать с Falcon 9? Эксперты говорят, что цена и удобство использования будут иметь решающее значение.

По данным кабинета министров, количество запусков ракет за последние три года удвоилось и достигло рекордных 212 в 2023 году по сравнению со 105 в 2020 году.

Из них на долю США пришлось более половины — 108, но почти все из них (96, если быть точным) были запущены SpaceX. На втором месте Китай с 68 запусками, за ним следуют Россия с 19 и Индия с 7. В прошлом году у Японии было всего два успешных старта, а в 2022 году — ни одного.

За последние несколько лет SpaceX перехватывала заказы от правительств и компаний своими частыми запусками, в то время как крупные государственные проекты, такие как японский H3 и европейский Ariane 6, застопорились из-за сбоев на последних стадиях разработки, говорит Джунья Теразоно, бывший сотрудник JAXA и космический журналист.

«Falcon 9 сейчас доминирует на рынке, — сказал он. — H3 будет довольно сложно догнать лидера».

SpaceX привлекла клиентов, сделав Falcon 9 частично многоразовой и резко сократив расходы, тем самым снизив планку стоимости запусков. По данным JAXA, стоимость одного запуска Falcon 9 составляет 49 миллионов долларов (4,55 млрд руб.), а стоимость запуска Ariane 6, дебют которой ожидается позднее в этом году, составит от 94 до 117 миллионов долларов (11 млрд руб.).

Среди других конкурентов H3 — Vulcan, разработанный United Launch Alliance, стоимость которого оценивается в 85–260 миллионов долларов, а индийская LVM3 стоит 63 миллиона долларов (5,8 млрд руб.).

Тем временем количество спутников, выведенных на орбиту, выросло — опять же во многом благодаря SpaceX. По данным кабинета министров, количество успешных запусков спутников за последнее десятилетие выросло в десять раз и достигнет рекордных 2368 в 2022 году.

Из них на долю спутников группировки Starlink компании SpaceX приходилось 1 632, что затмевает другие сети созвездий (271) и правительственные спутники (210).

JAXA и MHI заявляют, что хотят выжить в жесткой конкуренции, снизив стоимость запуска H3 до 5 миллиардов иен (3,05 млрд руб.). Они говорят, что упростят производственные процессы, используя детали гражданского назначения и детали, напечатанные на 3D-принтере.

Стоимость H-IIA, нынешней опоры JAXA, которая выйдет из эксплуатации к марту 2025 года, составляет около 10 миллиардов иен (6,15 млрд руб.).

«Мы только начали производство, поэтому не достигли нашей цели по сокращению затрат, — заявил Маюки Ниитсу, менеджер проекта H3 в MHI, на пресс-конференции после субботнего испытательного полета. — Но мы хотели бы быть конкурентоспособными по цене на международном уровне к нашему десятому или пятнадцатому запуску, надеюсь, получив попутный ветер от уменьшения стоимости».

Ниитсу также сообщил, что фирма хочет завоевать доверие клиентов, продвигая высокую надежность H-IIA, показатель успеха запуска которой составляет 97,9%.

«Мы хотели бы продвигать наследие H-IIA, которое может отправлять спутники на орбиту на нужную высоту и может надежно стартовать в нужные даты», — сказал Ниитсу.

Но догнать SpaceX по численности будет не просто, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Представители MHI заявляют, что в будущем они хотят увеличить мощность запусков до десяти в год с нынешних пяти или шести.

Это также будет зависеть от внутренней инфраструктуры для крупных запусков ракет. В настоящее время у JAXA есть только две стартовые площадки: в Танегасиме и Учинуре в префектуре Кагосима.

Япония пообещала стать «космической державой», стремясь развивать космическую промышленность страны как ключевой фактор ее экономического роста. В своей космической политике, принятой кабинетом министров в июне прошлого года, правительство заявило, что намерено увеличить размер космической отрасли до 8 триллионов иен (4,9 трлн руб.) за 10 лет с 4 триллионов иен (2,45 трлн руб.) в 2020 году.

В ноябре оно также объявило о планах создать новый фонд размером в 1 триллион иен (615 млрд руб.). Деньги будут выделены в течение 10 лет JAXA и министерству образования и науки для поддержки стартапов в таких областях, как строительство сетей спутниковых группировок и удаление космического мусора.

Теразоно отметил, что у Японии есть одно географическое преимущество перед западными конкурентами: поскольку на юге страны находится Тихий океан, у ракет будет меньший риск крушения на суше, а траектории их полета будут более гибкими, сказал он.

«Это может пойти на пользу Японии, особенно в будущих пилотируемых полетах в космос», — сказал он.