1. Культурная война
  2. Наука и культура
Пермь, / ИА Красная Весна

В Перми отметили 95-летие художественной галереи научными докладами

Изображение: Виталий Попов © ИА Красная Весна
Участники конференции. Пермь. 29.11.2017
Участники конференции. Пермь. 29.11.2017

Научно-практическая конференция с участием представителей музейного дела прошла в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 95-летию Пермской художественной галереи. Об этом 29 ноября, в Пермской библиотеке имени Горького, сообщает корреспондент ИА Красная весна.

В рамках научно-практической конференции «Художественный музей: коллекция — выставка — зритель», посвященной 95-летию Пермской художественной галереи, состоялась встреча работников музеев и общественности Перми. На встрече к обсуждению собравшимся было предложено несколько тем: «Государственный музей и частная коллекция: направленность, история взаимоотношений и взаимосвязей, 1917-2017», «Роль национализированных частных коллекций в формировании фондов художественных музеев в провинции», «Роль личности в музейной практике».

Участники встречи из нескольких городов страны представили вниманию собравшихся доклады о текущей деятельности и традициях музеев России, а также рассказали о судьбах и биографиях выдающихся представителей музейного дела, коллекционеров и художников.

Свои доклады представили работники «Пермской государственной художественной галереи»; «Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунов» (Пермь); «Института языка, литературы и искусства им Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан» (Казань); «Екатеринбургского музея изобразительных искусств»; «Новосибирского государственного художественного музея»; «Федерального университета им. Б.Н.Ельцина» (Екатеринбург).

Модератором встречи выступила директор «Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова», Поленова Наталья Федоровна, являющаяся правнучкой художника.

За время трехчасовой встречи было зачитано шесть докладов. В своих выступлениях докладчики затронули тему судьбы живописца, искусствоведа и теоретика искусства, лауреата Сталинской премии Игоря Грабаря, его причастность к Пермской художественной галерее, историю изучения древнерусских коллекций Пермской галереи, межмузейные передачи и обмены 1920-1930-х годов, роль Государственного музейного фонда в формировании художественных коллекций музеев Татарстана в 1920-е годы.

В ходе встречи был затронут вопрос национализации произведений искусства в начале советской власти, ее причин и итогов. Мнения по данному вопросу у представителей музейного дела разделились: для одних начальный период СССР неразрывно связан с «ужасной национализацией» (Н.Ф.Поленова), для других — со спасительным значением данной государственной программы, позволившей сберечь большое количество произведений искусства, брошенных бежавшими белыми дворянами.

«В Казани, с восстанием Колчака, ушло много интеллигенции и дворянства, которые бросили все, что им принадлежало. <…> Надо сказать, что в двадцатые годы очень много было сделано для спасения произведений искусства», — рассказала научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова, Академии наук Республики Татарстан Наталья Герасимова.

Напомним, в связи с тем, что государственная политика большевиков строилась на приоритете народного просвещения над частной собственностью, за первый год советской власти было издано два декрета о национализации произведений искусства: декрет ВЦИК от 29 декабря 1917 года и декрет СНК от 26 ноября 1918 года. Первый подразумевал национализацию работ умерших авторов и исполнялся Народным комиссариатом просвещения. Второй расширял возможности национализации, и подразумевал национализацию произведений живущих авторов, предполагая выплату авторского гонорара.

Также стоит отметить, что одно из первых пополнений коллекции пермского музея осуществлялось в 1920-е годы именно за счет Государственного музейного фонда, созданного в результате национализации частных собраний. Этим обусловлено создание Пермской художественной галереи в 1922 году.