1. Классическая война
  2. Вооруженные силы Японии
Токио, / ИА Красная Весна

Топовый японский стратег рассказал об оборонной политике

Артисты кабуки изображают бой самураев (фрагмент). XIX век
Артисты кабуки изображают бой самураев (фрагмент). XIX век

Большое интервью телеканалу Эн-Эйч-Кей дал 3 июля высокопоставленный отставной дипломат Канехара Нобукацу.

Политик рассказал телеканалу NHK о нынешнем значении японо-американского Договора о безопасности, который в этом году отмечает свое 60-летие.

Канехара занимал должность помощника главного секретаря кабинета министров с 2012 по 2019 год в администрации премьер-министра Синдзо Абэ. В то время он участвовал в создании Совета национальной безопасности Японии. Он характеризовался как «столп теоретической дипломатии в Канцелярии премьер-министра». В настоящее время он профессор Университета Досиша.

Спустя шестьдесят лет после своего исторического договора с Соединенными Штатами Япония стремится выстроить новую стратегию национальной безопасности. В своем интервью ветеран дипломатии поведал каналу NHK о новом направлении, в котором движется страна.

Канехара подчеркнул три важных момента. Говоря о стабильности восточноазиатского региона, он отметил, что экономика Китая сейчас в три раза больше японской, а военный бюджет Китая — в четыре раза больше. В результате, по его словам, Япония в одиночку не может быть противовесом Китаю для стабилизации региона, и ей нужна поддержка США. «Мы должны работать рука об руку», — сказал он.

Второй момент касается возникновения либерального международного порядка в Азии с 1990-х гг. он отметил, что в регионе появилось много новых демократий. «Мы должны поддерживать этот либеральный порядок, свободу, человеческое достоинство, верховенство закона, — сказал он. — Это вещи, которые мы должны защищать вместе».

Его третий пункт касался системы свободной торговли. Он отметил, что, хотя США на данный момент не являются частью Транстихоокеанского партнерства, Япония хочет вернуть их в соглашение. Он сказал, что свободная торговля должна быть устойчивой и гарантированной. «Мы должны держать океан открытым для всех» — сказал дипломат.

Он назвал эти три приоритета «тремя миссиями японо-американского альянса в этом столетии».

В июне правительство Японии объявило, что оно откажется от своих планов по созданию многомиллиардной системы противоракетной обороны, известной как Aegis Ashore. Люди, живущие вблизи предполагаемых объектов, решительно выступали против системы из-за падающих в их районах ракетных ускорителей.

Канехара говорит, что поддерживает решение отозвать план. Он отметил, что есть опасения, что падающие ракеты-носители могут угрожать мирным жителям. И хотя говорили, что это может быть технически исправлено, затраты и время на это были бы непомерно высокими. «Так что это было, я думаю, неизбежно. Это будет, и это правильное решение», — сказал он.

После выхода из плана береговой обороны «Эгида» правительство Японии планирует перестроить свою стратегию национальной безопасности, включая и систему противоракетной обороны.

Канехара подчеркнул, что обстановка в области безопасности вокруг Японии становится все более суровой. Он сказал, что ракеты распространяются по всему региону, и что у России и Китая есть очень сложные ракеты. Он сказал, что Северная Корея, возможно, заимствует технологии у этих стран для улучшения своих собственных ракет. Между тем, Южная Корея и Тайвань имеют свои собственные промежуточные крылатые и баллистические ракеты.

«Похоже, наступил век ракет. Ракеты есть у всех. Только Япония остается голой», — сказал он. «У американцев, конечно, много ракет, и у них есть противоракетная оборона, которая непробиваема», — добавил он. «У нас есть только бронежилеты. Поэтому мы должны немного изменить приоритет, потому что противоракетная оборона намного дороже, чем ракеты наших возможных противников».

Канехара также заявил, что Япония должна развивать свои наступательные возможности. «Баланс нападения и защиты очень важен», — сказал он. «Мы должны поставить во главу угла наступательные возможности».

Он также сказал, что должно быть пересмотрено разделение труда между США и Японией. Он сказал, что выражение, что Япония — это «щит», а Америка -«копье», давно устарело. «В наши дни у всех полно копий. Поэтому мы должны расставить приоритеты в наших активах и найти новый баланс между нападением и защитой. И мы должны сделать это в дополнение к американским силам».

Правительство заявляет, что оно будет стремиться к созданию наиболее эффективных средств сдерживания и реагирования. Ожидается, что дискуссии внутри правящей Либерально-демократической партии будут сосредоточены на том, чтобы иметь возможность атаковать вражеские базы. Это включает в себя возможность нанести удар по вражеской ракетной базе до того, как она запустит свои ракеты в сторону Японии. Правительство заявило, что оно может иметь такую возможность в соответствии с Конституцией, но не будет иметь ее в качестве обычного политического решения.

Некоторые члены ЛДП говорят, что правительство должно иметь такую возможность. Но многие члены младшего партнера по коалиции Комейто выступают против этой идеи.

Канехара сказал, что уже прошло время для обсуждения упреждающих ударов по ракетным базам противника — это было бы уместно для 1950-х годов. Канехара, похоже, призывает к большему и всеобъемлющему наступательному потенциалу, причем атаки не ограничиваются ракетными базами — так называемой «интегрированной атакующей способностью».

Япония находится на переломном этапе, добавляет он, и должна рассмотреть возможность кардинального изменения своей политики безопасности.