1. Экономическая война
  2. Экономика Ирана
Москва, / ИА Красная Весна

Востоковед: у иранской экономики есть крен на опережение самой себя

Торговец персидскими коврами на улице. Осман Хамди Бей. 1888
Торговец персидскими коврами на улице. Осман Хамди Бей. 1888

Несколько отраслей иранской экономики имеют реальный крен на опережение, на ускорение, заявил член российско-оманского делового совета при ТПП РФ, директор Центра междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ «Опыт создания современной промышленности Ирана, Экономические результаты» Зембатов Марат Русланович 21 ноября во время сессии «Опыт создания современной промышленности Ираном в условиях санкций. Примеры, проблемы, возможности» в рамках Международного внешнеэкономического форума в Москве.

Востоковед напомнил, что исламская революция произошла в Иране в 1979 году, но западные санкции были введены гораздо раньше, после конфликта вокруг нефтедобывающего предприятия в ходе англо-иранской компании, нынешней ВР. Санкции начались в 1952 году.

Зембатов пояснил, что вал санкций, который обрушился на Иран, имел два пика: 1979 год и 2018 год, когда договор по ядерной сделке между Ираном и шестью крупнейшими державами — Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) — был разорван тогдашним президентом США Дональдом Трампом.

Эксперт подчеркнул, что все падения экономики Ирана неизбежно связаны с накапливаемым объемом санкций: «Вот они копятся, копятся, копятся, вот иранская экономика обвалилась».

Он пояснил, что если посмотреть на иранскую экономику, представленную для отдельных отраслей, то можно увидеть, «что у этой экономики есть крен на опережение, на ускорение, на опережение самой себя».

«Иранцы развивают то, что они должны были бы развивать, но лет через 30 или 50, они развивают это сейчас. Это касается генной инженерии, это касается университетов Ирана, не только технических и медицинских, но и вообще всех. Откройте, пожалуйста, два ведущих мировых рейтинга образовательных QS и THP, и вы увидите, какие строки занимают иранские университеты. Вы увидите, что они занимают их массово, прямо вот кластерами. Особенно это касается медицины и техники», — пояснил эксперт.

Востоковед рассказал, что это связано с прикладным характером: «Прикладной характер. И это все тут же вкладывается в промышленность».

Он дополнил, что еще 20 лет назад в Иране была очень популярна производственная практика для 10, 11 и 12 классов школ. Школьник и школьница приходили работать в основном на автосервис, в больницу или в поликлинику. «То есть они учатся тому, что нужно при любом индустриальном укладе. Нужно заботиться о здоровье, нужно чинить, ремонтировать технику», — пояснил Зембатов.

Далее востоковед предложил рассмотреть примеры для наиболее развитых в Иране трех отраслей: автомобилестроение, медицина и авиапром.

Эксперт пояснил, что когда шла война с Ираком 1980–1988 гг. было очень много погибших, Ирак даже применял химоружие. Для Ирана это была священная война и тогда же стало явно, что не хватает авиации: господство в воздухе — это победа.

Он пояснил, что иранцы тогда взяли старые французские самолеты 60-х годов Mirage F-4 и стали их адаптировать.

«Если мне память не изменяет, в 2020 году, в год пандемии, они представили авиационный двигатель, который является копией двигателя Mirage, — пояснил он. — Они сказали, что он усовершенствован, он очень хороший. На нем летали самолеты уже в 80-е, они научились его реплицировать. Но если в Америке этих двигателей, или во Франции, выпустили десятки тысяч, то они выпускали их единицы, десятки, потому что они ломались очень быстро. То есть на копирование, на обратный инжиниринг, на доведение до серийного выпуска потрачены десятилетия».

Зембатов рассказал, что есть слова, приписываемые Саддаму Хусейну, очень вульгарные, но тем не менее, что-то объясняющие: «Не ссорьтесь с иранцем, не воюйте с ними никогда. Люди, которые могут 10 лет вышивать один узор на ковре, страшные люди, они способны на все».

Эксперт отметил, что это «просто колоссальное трудолюбие, и это касается всей индустрии».

Рассказывая об автомобильной промышленности Ирана эксперт отметил, что в 2023 году в стране было произведено 1 миллион 188 тысяч автомобилей, в 2022 году — 1 миллион 55 тысяч и так далее. Миллион — это близкая к правде цифра.

«Страна с населением 85 млн, официально там 83 млн с чем-то, производит больше миллиона легковых автомобилей и 12-20 тысяч грузовиков, своих собственных, не из чужих деталей», — подчеркнул востоковед.

Третий пример — фармацевтическая промышленность.

«Иранская фарма-промышленность, мало кто о ней задумывается, и никто нигде не пишет об одной ее особенности. Как в свое время Советский Союз, который имел территории во всех климатических поясах, задумайтесь, у нас были и тропики, и субтропики, и Арктика. Иран имеет то же самое. Поэтому, за счет индемичных растений, которые растут и в снегах, и в тропиках, где ближе к Ираку, и к заливу, есть почти любое сырье. Плюс, что нужно для фармы? Петрохимия. Нужна нефтехимия развитая, потому что все эти полимеры, все эти длинные сложные молекулы, там, с бесконечным количеством колец бензольных, они все родятся откуда, из матушки нефти. Это все у Ирана есть. Уникальный климат со всеми климатическими поясами и изобилие нефтепродуктов», — пояснил Зембатов.

Он отметил, что фармацевтическая промышленность Ирана — это то, куда сегодня, вчера, и тем более завтра, надо вкладываться, потому что она растет очень хорошими темпами. Эксперт добавил, что медицинский туризм безумно развит в Иране.