Литературный критик объяснил, чем отличается хорошая литература от плохой

Ге Николай Николаевич. Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском, 1875
Ге Николай Николаевич. Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском, 1875
Ге Николай Николаевич. Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском, 1875

В современной детской литературе герой попадает в заданные обстоятельства, которых он не может изменить, рассказал литературный критик и публицист Лев Пирогов 20 августа в интервью газете «Культура».

Отвечая на вопрос о том, что детей учат всего вокруг бояться ради «детской безопасности», критик отметил, что это приводит ребенка, а позже — выросшего из него взрослого — к абсолютной зависимости, к несвободе.

«Чего ему велят бояться, того он и будет бояться. Что скажут делать, то и будет делать. Он целиком и полностью зависит от приложений в смартфоне», — рассказал он.

Также Лев Пирогов рассказал, что в 1990-е годы «американский социолог Дональд Вуд провозгласил наступление „эпохи постинтеллектуализма“». По словам критика, приставка «пост» переводится на русский язык не как «после», а — «не важно», «ерунда», «проехали».

«Вот и „постинтеллектуализм“ означает, что стало незачем знать, как устроен мир и как в нем все работает. Достаточно знать, на какую иконку нажать в смартфоне, чтобы, извините, „упал банан“», — отметил он.

И добавил, что плохая литература для детей как раз и является производной от этой жизненной философии, где главный герой, попадая в определенные обстоятельства, не может их изменить, а способен лишь на реакцию на это внешнее воздействие.

«Грубо говоря, „справа загорелось — бежим налево“. Вот и все приключения: „Побежали туда, побежали сюда“»,  — пояснил критик.

Также он сказал, что хорошая литература учит детей преодолевать обстоятельства, для чего они должны трудиться — «проделывать умственную и душевную работу».

По его словам, Именно этим и отличается хорошая литература от плохой: учит ли она плыть по течению, или — быть сильным.