Разведка Израиля не сможет бороться с преступностью в арабском секторе
Предложение правительства Израиля о том, чтобы поручить службе безопасности «Шабак» бороться с ростом преступности в арабском секторе, вызвало одобрение, но может оказаться юридически неосуществимым, пишет 6 октября Israel Hayom со ссылкой на экспертов.
«Шабак» известен своим исключительным мастерством в сборе разведывательной информации, но его миссия — противодействовать палестинскому терроризму, и по закону ему запрещено использовать свои возможности против израильского гражданского населения в пределах Зеленой линии (границы, установленной по итогам Арабо-израильской войны 1948–1949 годов).
Бывшие официальные лица «Шабак» согласились, что служба безопасности может значительно улучшить борьбу с организованной преступностью в арабском секторе Израиля, но предупредили, что нельзя ожидать, что агентство возьмет на себя ответственность за полицию.
«В Израиле „ШАБАК“ не имеет тех возможностей, которые он использует в Иудее и Самарии, потому что закон запрещает ему действовать против израильских граждан, поэтому полиция якобы имеет преимущество», — сказал бывший директор «Шабак» Яков Перри.
По мнению Перри, у полиции есть слабость в том, что она занимается преступными организациями исключительно в своем секторе. И если существует сотрудничество между преступными организациями из разных частей страны, то даже если полицейские подразделения обмениваются информацией, никаких действий не предпринимается.
Здесь у «Шабак» есть преимущество, потому что у них есть служба разведки, которая берет всю информацию из различных источников и знает, как интегрировать ее и определять приоритеты операций.
«Политический эшелон видит, что результатов нет и передает этот вопрос разведке», — отметил Перри.
Со своей стороны, бывший высокопоставленный офицер разведки Дорон Маца сказал, что преимущество «Шабак» заключается в том, что они умеют взламывать сети, используемые организованной преступностью, так же, как и террористические сети.
Он добавил, что у полиции есть больше возможностей для проведения силовых рейдов, но агентство может предоставить ей необходимую информацию.
Тем не менее участие «Шабак» в борьбе с организованной преступностью в арабском секторе может быть вообще невозможно с юридической точки зрения, поскольку генеральный прокурор Авихай Мендельблит постановил, что такие действия не подпадают под сферу компетенции агентства.
После решения правительства по этому вопросу Ассоциация гражданских прав в Израиле призвала Мендельблита принять решение по этому вопросу. После чего он обнаружил, что, поскольку борьба с преступностью не входит в обязанности «Шабак», в соответствии с Законом об общей службе безопасности агентство не может участвовать даже в случаях тяжких преступлений в арабском секторе.
«Мы хотим, чтобы „ШАБАК“ помогал, и что касается оружия, мы будем теми, кто будет проводить рейды», — сообщил генерал-майор полиции Джамаль Хакруш. Хакруш является начальником Управления по делам арабского сектора, по происхождению араб-мусульманин.
Израильская армия, со своей стороны, сосредоточит свои усилия на предотвращении трансграничной контрабанды оружия, а также на кражах оружия с военных баз и попытках переправить его в Израиль с других территорий.
Хакруш утверждает, что войну с преступностью в арабском секторе Израиля следует начинать с молодежи. По его мнению, этот сегмент населения является «бомбой замедленного действия». «Более трети тех, кто заканчивает среднюю школу, остаются на улице без работы. Им легче добраться до преступности», — сказал он.