1. Война идей
  2. 75-летие Победы
Нижний Новгород, / ИА Красная Весна

Патриотизм для молодых уже не ценность — социолог

В стране возрожденных сословий по объективным причинам не может быть единой национальной идеи, единой исторической памяти, заявила доктор социологических наук, профессор, ветеран труда Галина Широкалова 9 мая корреспонденту ИА Красная Весна.

На вопрос корреспондента является ли победа в Великой Отечественной войне главным, что скрепляет народ России, или есть другие исторические события, Широкалова спросила: «А кого считать народом? Тех, кто по зову сердца вливается в Бессмертный полк? Их — да».

«За последние 30 лет многое сделано для разрушения исторической памяти. Результат работы киселевых, чулпан хаматовых и иже с ними нагляден в распределениях ответов, полученных в четвертой волне 2020 года (ранее 2005, 2010, 2015гг.) исследований Российского общества социологов, посвященного исторической памяти о Великой Отечественной войне под руководством профессора Ю. Р. Вишневского», — отметила профессор.

«В этом году откликнулось около 14 тысяч человек. Среди них более 10 тысяч студентов со всей России», — сообщила Широкалова.

Она привела некоторые данные по Нижегородской области, которую курировала.

Сегодня есть много мнений о событиях, связанных со Второй мировой войной. Какие вы разделяете (%)

Мнения, 2020 год Отвергаю Спорно, но обсуждаемо Можно согласиться
В войне виновны и Германия, и СССР 39,7 46,4 13,9
Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года не было неожиданным 31,9 35,5 32,6
Помощь фашистам («Лесные братья», «Бандеровцы») можно оправдать борьбой против советского строя, сталинизма, за независимость Украины, стран Прибалтики 38,2 47,0 14,8
Освобождение Прибалтики, Восточной Европы в 1944–1945 году было оккупацией 34,2 51,1 14,7
Осквернение могил и снесение памятников советским воинам и полководцам в ряде стран — это декоммунизация (борьба с наследием СССР) 36,8 29,7 33,5

«Патриотизм как культурная норма для большинства людей старшего поколения для молодых уже не столь ценен. Патриотизм в годы Отечественной войны выражал не абстрактную „любовь к отеческим гробам“, а более высокие социальные статусы, ставшие результатом собственных усилий», — подчеркнула доктор наук.

«Статусу не по факту рождения, который был недоступен их отцам, а тем более матерям», — пояснила она.

«Сегодня, когда идет идеологическая борьба концептов, какую вертикальную мобильность способно предложить гражданам России российское государство? За что сражаться? За то, чтобы Абрамович сохранил собственность и купил очередную яхту? За право называться россиянином вместе с Прохоровым, желающим увеличить рабочую неделю до 60 часов?» — задалась вопросами ветеран труда и привела данные соцопроса, где наглядно показано отношение внуков и правнуков победителей к ситуации, аналогичной началу Великой Отечественной войны.

Оценка поведения друзей в 2020 году в ситуации, подобной июню 1941 г.

А Ваши друзья пошли бы добровольно на фронт? % от числа опрошенных
Да 20
Стали бы ждать повестки из военкомата 36
Постарались бы найти работу, с которой не берут в арми 18
Постарались бы уехать из страны 18
Нет ответа 8

«Молодежь все чаще отвечает: патриотизм — не моя жизненная стратегия…», — акцентировала проблему социолог.

«В 2017 году я была в Ереване. Обычный майский день. К памятному мемориалу пришли младшие школьники. Сосредоточенные лица. Цветы. Музыка, от которой слезы на глазах и у нас, не армян… И вдруг вопрос к самой себе: а будут ли в России через 100 лет так же помнить события Великой Отечественной. И мой ответ был скор и уверен — нет…» — резюмировала Широкалова.