1. Классическая война
  2. Законодательные акты
Москва, / ИА Красная Весна

СМИ: Минобороны РФ подготовило документ, позволяющий сбивать авиалайнеры

Изображение:
Самолет в небе
Самолет в небе

Проект постановления правительства РФ, разрешающий сбивать нарушившие государственную границу гражданские самолеты, разработан Минобороны, 11 января пишет газета «Известия» со ссылкой на документ.

Предложенный документ «О порядке применения оружия и боевой техники при охране госграницы РФ в воздушном пространстве РФ» разрешает открывать огонь по гражданским самолетам в том случае, если есть основания опасаться их преднамеренного крушения, которое приведет к массовой гибели людей на земле или уничтожению стратегических объектов.

Следует отметить, что действующий в настоящее время закон «О противодействии терроризму» уже устанавливает право пресекать полет любых гражданских воздушных судов, которые находятся в воздушном пространстве РФ в том случае, если они нарушают правила его использования, игнорируют требования о посадке либо изменении курса, и при этом действия таких воздушных судов могут повлечь за собой массовую гибель людей либо экологическую катастрофу.

Особое внимание при этом уделяется тем самолетам, которые оказались в запретной для полетов зоне. Однако постановление правительства РФ «О порядке применения оружия… в воздушном пространстве», принятое еще в 1994 году, прямо запрещает сбивать самолеты, нарушающие государственную границу, если имеются достоверные сведения о наличии пассажиров на их борту. Новый документ призван устранить это противоречие в законодательстве.

Также постановление, которое в настоящий момент проходит межведомственные согласования, устанавливает алгоритм действий вооруженных сил в подобных случаях. При обнаружении подозрительного воздушного судна и его приближении к госгранице первым делом приводятся в боевую готовность дежурные силы ПВО, к которым подключаются органы управления полетами Единой системы организации воздушного движения; в их задачу входит классификация нарушителя.

Дежурные силы предупреждают экипаж самолета о том, что его текущий курс создает опасность вхождения в территориальное воздушное пространство РФ. При необходимости экипажу оказывается помощь в восстановлении ориентировки либо в случае аварийной ситуации на борту предоставляется аэродром для экстренной посадки.

В том случае, если связь с нарушителем невозможно установить штатными средствами, экипаж проинформируют о дальнейших действиях пилоты ВКС с помощью общепринятых в авиации визуальных сигналов. В том случае, если самолет не выполняет радио- и визуальные команды, экипажи ВКС в первую очередь будут стремиться вытеснить нарушителя за пределы госграницы либо принудить к посадке.

Если и эти действия не приведут к результату, то нарушитель вначале предупреждается о применении оружия, затем открывается предупредительный огонь. И лишь в том случае, если экипаж игнорирует и это предупреждение, самолет будет уничтожен. При этом вооруженным силам разрешается использовать не только ракетное и пушечное вооружение самолетов ВКС, но также зенитные ракетные, ракетно-артиллерийские и артиллерийские средства.

Напомним, в СССР в годы холодной войны приказ об открытии огня на поражение по самолету-нарушителю мог отдать оперативный дежурный зенитно-ракетного полка, в более поздние годы — командующий армией. Инциденты происходили неоднократно, в том числе и с гражданскими авиалайнерами.

Так, 20 апреля 1978 года истребителями Су-15 над Кольским полуостровом был перехвачен и атакован Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (KAL), который следовал рейсом Париж-Анкоридж-Сеул и значительно отклонился от курса. Подбитый лайнер аварийно сел на лед озера Корпиярви; в ходе инцидента погибли два человека и были ранены 13.

Однако наибольший резонанс со значительными международными последствиями вызвало уничтожение в ночь на 1 сентября 1983 года самолета Boeing 747-230B той же авиакомпании над Сахалином. Лайнер был перехвачен и сбит истребителем Су-15, после чего упал в пролив Лаперуза; при этом погибли все находившиеся на его борту 269 человек.

Обострившаяся после этого инцидента международная обстановка вынудила советское руководство прямо запретить силам ПВО сбивать гражданские самолеты. Считается, что это стало одной из причин, позволившей в 1987 году 18-летнему немецкому пилоту-любителю Матиасу Русту беспрепятственно долететь до Москвы на самолете Cessna 172 и совершить посадку на Васильевском спуске возле Кремля.

Инциденты с уничтожением гражданских самолетов происходили и при участии Вооруженных Сил США. Так, 3 июля 1988 года над Персидским заливом ракетой, выпущенной с крейсера «Vincennes», был сбит лайнер Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air. При этом погибли все 290 пассажиров и членов экипажа на его борту. После инцидента правительство США заявило о том, что лайнер был ошибочно принят за иранский военный самолет, намеревающийся атаковать крейсер.

После терактов 11 сентября 2001 года законодательство США официально разрешает уничтожать любые самолеты, полет которых представляет опасность для объектов стратегического значения.