Путин — миссия невыполнима: пенсионная реформа не даст
Повышение пенсионного возраста приведет к резкому росту бедности среди предпенсионеров и сделает невозможным реализацию национальной цели по двукратному снижению бедности, следует из доклада экспертов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) «Влияние повышения пенсионного возраста на бедность населения РФ», выдержки из которого 13 февраля приводит «Независимая газета».
Эксперты рассмотрели 3 базовых сценария роста российской экономики:
— оптимистичный — среднегодовой рост ВВП России около 2% и выше;
— умеренный — рост экономики на 1,5% в год;
— консервативный — рост на 0,5% ВВП в год.
Уровень бедности среди предпенсионеров — мужчин в возрасте от 60 до 64 лет и женщин в возрасте от 55 до 59 лет — вырастет при любом из рассматриваемых сценариев роста экономики.
— при оптимистическом сценарии роста ВВП России — уровень бедности среди предпенсионеров к 2028 году вырастет практически в 1,5 раза — с текущих 4,2% до 6,1%.
— при умеренном сценарии — уровень бедности предпенсионеров вырастет в 1,7 раза — до 7,3%.
— при консервативном сценарии — уровень бедности предпенсионеров вырастет почти в 2 раза — до 8,1%.
«В результате повышения пенсионного возраста итоговый уровень бедности этой когорты [предпенсионеров] на 4,2 процентных пункта выше, чем он мог бы быть без реформы», — говорится в докладе РАНХиГС. В целом «уровень бедности населения при повышении пенсионного возраста выше, чем в его отсутствии при любом сценарии», — подчеркнули в РАНХиГС. Без повышения пенсионного возраста уровень бедности среди предпенсионеров снизился бы с 4,2% до 3,1%, считают эксперты.
Кроме того, из-за пенсионной реформы замедлится общее снижение уровня бедности граждан России. Так, при оптимистическом сценарии развития экономики число людей, проживающих за чертой бедности, к 2028 году снизится с текущих 13,1% до 11,2%. При умеренном сценарии — с 13,1% до 11,9%.
В случае же, если бы власти не повышали пенсионный возраст, число людей, проживающих за чертой бедности снизилось бы c 13,1% до 9,8% при оптимистическом сценарии и до 11,9% — при умеренном.
Напомним, с 1 января 2019 года в России официально началось постепенное повышение пенсионного возраста. В конечном итоге, граждане России будут выходить на пенсию на 5 лет позже — мужчины в 65 лет и женщины в 60 лет. По инициативе властей в обиход был введен новый термин — предпенсионеры, выделяющий людей в отдельную категорию, подразумевающую людей, которые должны были бы выйти на пенсию по старым правилам, но не выйдут по новым. Это мужчины в возрасте от 60 до 64 лет и женщины в возрасте от 55 до 59 лет. Им временно сохранен ряд федеральных и региональных льгот, положенных пенсионерам.
7 мая 2018 года президент России Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно указу к 2024 году уровень бедности в России должен быть снижен в два раза. На настоящий момент 13,1% граждан России живут за чертой бедности.
Одним из аргументов лоббирования повышения пенсионного возраста был дополнительный рост ВВП. Так, лоббисты утверждали, что отсутствие пенсии заставит людей работать и в принципе больше шевелиться, что приведет к дополнительному росту экономики. Особая циничность заключается в том, что «больше шевелиться» предложили людям в возрасте. Прежде всего, предпенсионерам, которые в наибольшей степени пострадают от пенсионной реформы.
Повышение пенсионного возраста в принципе противоречит всему пафосу социально ориентированного государства, который, наряду с внешней политикой, лег в основу стабильности рейтингов власти в последние два десятилетия. Пенсионная реформа фактически стала нарушением общественного договора — лояльность в обмен на определенную социальную политику, которая, при всех ее издержках, исключала повышение возраста выхода на пенсию.
При всех заверениях заботы о стариках, пенсионная реформа не могла не привести к росту бедности, о чем предупреждают уже и околовластные эксперты. А разрыв общественного договора не мог не привести к обвалу рейтингов всех институтов власти. Что уже фиксируют все крупнейшие социологические центры. Таким образом, самой же властью фактически из ничего был сооружен социальный взрыв, ставший одним из ключевых экономических и политических факторов в жизни страны.