Разработка саратовских ученых сделает дорожное покрытие прочным и дешевым
Новый материал для дорожного покрытия — фосфогипс дорожный, разработали ученые Саратовского государственного университета (СГУ) им. Н. Г. Чернышевского, 31 мая сообщает портал «Научная Россия» со ссылкой на пресс-службу федеральной программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».
Себестоимость производства дорожного фосфогипса низкая, но при этом его использование увеличивает срок безремонтной эксплуатации автомобильных дорог вдвое и аналогов ему на рынке дорожно-строительных материалов нет, сообщают разработчики.
Фосфогипс дорожный представляет собой вяжущий комплексный материал, для изготовления которого используются отходы промышленного производства АО «Апатит». Его прочностные и эксплуатационные характеристики многократно превышают таковые у традиционно используемых материалов — щебня и песка, что позволит полностью или частично заменить их при строительстве дорог.
Руководитель отдела инжиниринга и промышленного дизайна СГУ Сергей Коротковский пояснил, что «конструкция автомобильной дороги состоит из двух основных слоев. Нижний — это все дополнительные слои до асфальтобетонного покрытия, а верхний — это асфальтобетон (асфальт). Фосфогипс дорожный используется для создания высокопрочного нижнего слоя.
«По прочностным характеристикам он соответствует легкому бетону и обладает уникальными свойствами: не боится переувлажнения, морозостоек, не вспучивается при морозах, обладает высоким параметром гибкости, выдерживает нагрузки до 30 тонн на ось, что в два раза выше нормативных требований», — рассказал Коротковский.
При этом использование фосфогипса дорожного не требует дополнительной дорожно-строительной техники, а стоимость работ по строительству и содержанию автомобильных дорог разных категорий от 30% до 70% ниже, чем при применении традиционных материалов и способов строительства нижних слоев автомобильной дороги общего пользования, поясняют разработчики.
Новый материал экологически безопасен и уже прошел необходимую стандартизацию и сертификацию. Технология его использования прошла апробацию при строительстве свыше 30 км автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения.
На базе технологии получения фосфогипса дорожного ученые намерены создать линейку материалов специальной авто- и железнодорожной направленности.
По прогнозам исследователей, дорожное полотно, построенное с использованием фосфогипса будет служить без применения ремонта основания дороги не менее 20 лет.