Врачи в США теряют эмпатию к пациентам во время обучения — исследование
Большинство студентов-медиков в США теряют эмпатию к пациентам после окончания доклинического этапа обучения (1-2 год) и с началом клинического этапа (3-4 год), говорится в исследовании ученых из университета Томаса Джефферсона, опубликованном в июньском номере журнала Academic Medicine.
Именно на этот период приходится увеличение контактов студентов с пациентами и именно тогда отмечается «статистически значимое снижение показателей эмпатии».
«По мере того, как студенты проходят обучение в медицинской школе, вы ожидаете, что их эмпатия по отношению к пациентам улучшится. Очевидно, это не так», — ведущий автор исследования, профессор Мохаммадреза Ходжат. Именно он в 2001 году разработал шкалу эмпатии Джефферсона для измерения уровня эмпатии у медицинских работников, студентов и абитуриентов медвузов.
По определению Ходжата, эмпатия — «преимущественно когнитивное качество, включающее понимание (в противоположность чувствованию) страданий, ощущений, опасений и представлений пациента в сочетании со способностью донести до больного это понимание и намерение помочь».
В ходе исследования выяснилось, что женщины более склонны к эмпатии, чем врачи-мужчины. Афроамериканцы также показали самый высокий показатель уровня эмпатии, врачи азиатского происхождения — самый низкий.
Ученые Ярославской государственной медицинской академии провели свое исследование уровня эмпатии у студентов педиатрического и лечебных факультетов и выявили, что самый низкий уровень эмпатии у студентов 6 курса педиатрического факультета.
«Такой уровень эмпатийности, на наш взгляд, объясняется тем, что для эффективного профессионального общения важнее всего не постоянное и бурное сопереживание пациенту, а владение „когнитивной эмпатией“ и „действенной эмпатией“, т. е. для достижения эффективности коммуникации не нужен слишком высокий показатель эмпатийности, иначе решение других задач врачебной деятельности будет затруднено, а иногда и невозможно», — пишут авторы исследования.