Отмена зерновой сделки не подорвала продовольственную безопасность — Лавров
Прекращение зерновой сделки не привело к негативным последствиям для продовольственной безопасности развивающихся стран, заявил глава МИД России Сергей Лавров 9 октября на пресс-конференции по итогам переговоров с генеральным секретарем Лиги арабских государств Ахмедом Абу аль-Гейтаном.
«Никакого влияния на продовольственную безопасность развивающихся стран прекращение черноморской инициативы из-за того, что ее российская часть вообще не выполнялась, не оказало», — указал Лавров. Он подчеркнул, что «никаких перерывов в поставках зерна, скажем, в арабские государства не происходит, все планы выполняются и будут выполнены вовремя, несмотря на противозаконные препоны, которые были созданы санкциями Запада, в том числе в отношении фрахта, в отношении захода кораблей в порты, в отношении целого ряда других процедур, которые требуется выполнять».
Лавров напомнил, что беднейшие африканские страны «практически ничего не получили от украинской части сделки». Он пояснил, что зерновая сделка была нужна американским зерновым компания, которые «скупили более трети плодородных земель Украины».
«Именно они (американские зерновые компании — прим. ИА Красная Весна) получали главную выгоду от того, что называется черноморской зерновой сделкой», — подчеркнул Лавров. Он заверил, что России в 2024 году продолжит зерновые гуманитарные поставки в нуждающиеся страны.
Напомним, зерновая сделка была заключена в июле 2022 года в Стамбуле. Соглашение предполагало создание безопасного транспортного коридора в Черном море для вывоза сельскохозяйственной продукции с Украины и снятие ограничений на продовольственный экспорт России.
В части российского экспорта сделка не соблюдалась полностью, но не смотря на это ее несколько раз продляли. При этом Россия требовала выполнения свой части сделки.
С июля 2023 года Россия объявила о прекращении действия зерновой сделки по причине того, что сделка не носит гуманитарный характер, а являлась коммерческим проектом. Вторая причина выхода из сделки — это не выполнение второй ее части об экспорте российской сельхозпродукции и удобрений.