Гибель среднего класса: туристический бизнес под ударом
Процессы остановки деятельности туроператоров «Натали Турс» и DSBW-Tours показывают системные изменения в экономике России и связаны со стремительно изменяющимся рынком, 5 июля сообщает Regnum.
Уход с туристического рынка двух средних туроператоров, работающих с начала 1990-х «Натали Турс» и DSBW-Tours, не является результатом ошибок их руководства, а свидетельствует о крупных изменениях на данном рынке.
Причин краха туроператоров несколько. Во-первых, дешевеющий рубль, которым приходится оплачивать дорожающий авиационный керосин, сделал нерентабельными для оператора туры раннего бронирования, которые в сложившейся ситуации оказались просто дешевле себестоимости.
Во-вторых, упавший почти на 40% спрос. Для многих россиян дорожающее топливо и продукты питания стали причиной отказа от зарубежного отдыха. Теперь российские туристы предпочитают планировать свои поездки самостоятельно и в рамках сильно урезанного бюджета, либо обращаясь к услугам крупных туроператоров.
Данный кризис проявил основной вектор развития экономики — укрупнение бизнеса. «Тучные нулевые» породили гигантский сектор услуг, который в ситуации отсутствия денег у населения стал никому не нужен. При наличии же денег рядовой гражданин всегда идет к наиболее крупному и надежному продавцу, поставщику, банку, туроператору. Туристический бизнес не является государствообразующим, и спасать такой частный бизнес государство не обязано.
Вектор на укрупнение бизнеса прекрасно понимают все участники рынка и предлагают создание фондов по спасению средних туроператоров от краха. Одной «Турпомощью», спасающей застрявших за рубежом туристов уже не обойтись. Но готовы ли туроператоры сами платить за риски, и как сильно это повлияет на отстутствие денег у людей и существующее недоверие?
ИА Regnum приходит к выводу, что ситуация с так называемым средним бизнесом или «средним классом», на который уповали все нулевые годы, очень серьезна. Этот класс быстро обанкрочивается, и в данной ситуации никаких особых перспектив, кроме укрупнения бизнеса, не предвидится.
Напомним, 4 июля крупнейший в России туроператор «Натали Турс» объявил об аннулировании всех туров до сентября 2018 года.