Россия бьет рекорды по экспорту свинины, мяса птицы и говядины

Изображение: WerbeFabrik, pixabay, cc0
Мясо, говядина, стейк
Мясо, говядина, стейк

Экспорт российского мяса увеличился на 25% в 2024 году по сравнению с 2023 г. Потребление мяса внутри страны тоже бьет рекорды: по прогнозам, в 2025-м съедят 83 килограмма на человека, чем это объяснить 28 января сообщают РИА Новости.

В то же время в Европе и США динамика потребления мяса обратная.

По данным Минсельхоза, в 2024-м Россия продала на экспорт свыше 700 тысяч тонн мяса и субпродуктов — на 27% больше, чем в 2023-м. По свиноводческой продукции прирост на треть, птицеводческой — на 25%, крупного рогатого скота — на 22%.

Как подсчитали в федеральном центре «Агроэкспорт», общий результат в денежном выражении — плюс 24%, до рекордных 1,7 миллиарда долларов (165 млрд руб.).

«С 2019-го крупнейшим покупателем выступает Китай, ведущий импортер мяса птицы и говядины. В 2024-м продажи туда увеличились на 14%, до 560 миллионов долларов (54,5 млрд руб.). В топ-3 также входят Саудовская Аравия (рост в 1,9 раза, до 230 миллионов) и Белоруссия: только за десять месяцев прошлого года Минск закупил мяса на 226 миллионов, что на десять процентов больше, чем за аналогичный период 2023-го»,  — сообщили в «Агроэкспорте».

Такой рост потребления мяса объясняется многими факторами. Эксперты уверены, что тут была важна государственная поддержка сельскохозяйственного сектора экономики: — программы субсидирования, кредитования, налоговые льготы. Это помогло фермерам и компаниям усовершенствовать производственные цепочки и увеличить мощности.

«Свой вклад внесли инвестиции в технологии: предприятия закупили передовое оборудование, что улучшило качество продукции, снизив затраты. Плюс развитие кормовой базы: расширение производства кормов повысило эффективность животноводства и, следовательно, объемы выпуска», — перечисляет Галина Платунина, старший преподаватель кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ.

Особую роль сыграла и география — территориальная близость к покупателям пищевой продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах Ближнего Востока. Дополнительный интерес к продукции из России стали проявлять и африканские страны, где рост благосостояния приводит к увеличению потребления животного белка, подчеркивает Вадим Петров, член Межсессионной финансовой консультативной группы (IFAG) IOC UNESCO.

Но дело не только в наращивании инвестиций — идет и рост внутреннего спроса, отметила Ирина Питюнина, руководитель Инновационного центра компании ООО «Спасский и партнеры» (выпускает комплексные пищевые добавки для мясо-, птице- и рыбоперерабатывающей промышленности).

Так, употребление мяса на человека в России в 2024-м дошло до рекордных 83 килограммов на человека (в 2023-м было 80).

Заметно желание населения к более разнообразному и качественному питанию. Все чаще покупают баранину, ягнятину, мясо утки, отметила Питюнина.

Количество покупателей индейки растет, потребление выросло с 0,5 до 2,7 килограмма на человека с 2012-го. Россия — сегодня является ведущим производителем индейки в Европе и второй в мире, отмечает отраслевой портал «Агротренд».

В Европе, стоит отметить, размеры мясной отрасли уменьшились. Согласно «Сельскохозяйственному прогнозу 2024-2035», опубликованному в январе пресс-службой ЕС, выпуск свинины сократился на 1,2 миллиона тонны в ближайшие десять лет. Такое же происходит и с говядиной. Это последствия европейского энергокризиса: в 2022-м мясо ощутимо выросло в цене из-за скачка цен на энергоносители и корма для животных, и ситуация не изменилась.

Кроме того, внедряются продукты с белками искусственного происхождения или их заменителями. В России, все больше люди покупают продукцию из животного белка, зарплаты позволяют.

«Несмотря на общую инфляцию, мясо в большинстве категорий до сих пор можно назвать доступным продуктом для потребителя, птица наиболее бюджетна за счет высокой эффективности и коротких технологических циклов в птицеводческих комплексах. С другой стороны, говядина остается достаточно дорогой из-за сложности и продолжительности производства, а также меньших объемов поголовья крупного рогатого скота по сравнению с птицей и свиньями»,  — уточняет Вадим Петров.

В прошлом году рост производства мяса компенсировал экспорт, подчеркивают аналитики, и не случилось резкого роста цены продукта, в этом году ожидается некоторое повышение цены на мясо, птицу.

«В среднем на 10-15 процентов. Это результат увеличения стоимости ветеринарных препаратов на семь-девять процентов, кормовых добавок — на шесть-восемь, логистики — на четыре-семь процентов»,  — указывает Дмитрий Семенов, председатель совета директоров ООО «Трансинвест».

Можно предусмотреть вероятность выхода на новые рынки для России: такие как Индия, Вьетнам или другие страны Юго-Восточной Азии. Продолжают расти экспортные каналы среди стран ЕАЭС, увеличивается взаимодействие со станами Африки. В страны БРИКС, по мнению экспертов, экспорт мяса из России планируют наращивать на пять-семь процентов в год.