В Росатоме разработали элементную базу ядерного топлива для нового ледокола
Разработку элементной базы для активной зоны реакторной установки сверхмощного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» завершили специалисты Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов им. академика А. А. Бочвара (ВНИИНМ), сообщает пресс-служба предприятия 20 января на официальном сайте.
В рамках проекта были сделаны технические проекты пускового источника нейтронов, тепловыделяющего элемента (твэл) и стержня выгорающего поглотителя. Ледокол «Лидер» будет работать на двух реакторных установках РИТМ-400, в 1,8 раза более мощных по сравнению с реакторами РИТМ-200, созданными для универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (головное судно серии — «Арктика»).
В отличие от универсальных атомных ледоколов, достаточно маневренных для работы не только на глубокой воде, но и на мелководье, «Лидер» будет отличаться прежде всего мощью, которая составит в сумме 120 МВт. Это позволит судну преодолевать льды толщиной в четыре метра.
Сверхмощный атомный ледокол проекта 10510 сможет прокладывать во льдах канал шириной около 50 метров, обеспечивая круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории Северного морского пути. Во льдах толщиной до двух метров атомоход обеспечит проводку транспортных судов со скоростью 12 узлов.
Как отметил директор научно-исследовательского твэльно-топливного отделения АО «ВНИИНМ» Геннадий Кулаков, «Лидеру» понадобится в 1,4 раза больше топлива, чем «Арктике», поэтому количество тепловыделяющих элементов было увеличено.
«Кроме того, в отличие от установок РИТМ-200, реакторы РИТМ-400 будут иметь не кассетную зону с набором шестигранных топливных сборок с цилиндрическими твэлами и дистанционирующими решетками, а канальную зону с набором цилиндрических топливных сборок с самодистанционирующимися твэлами сложного профиля» — рассказал Кулаков.
Активная зона «Лидера», так же как и у «Арктики», будет отличаться повышенным сроком эксплуатации ядерного топлива. В активную зону РИТМ-400 свежее топливо можно будет загружать раз в 10 лет, тогда как на действующих атомных ледоколах перегрузка топлива осуществляется раз в 5–6 лет.