Урбанисты расхваливают Москву за количество велосипедных дорожек
Российская столица находится в «средней» группе вместе с Парижем и Сеулом и к 2025 году имеет шансы войти в категорию лидеров (Сингапур, Нью-Йорк, Берлин, Лондон, Токио). Однако центральной проблемой Москвы остается ее ограниченная способность конвертировать объективные успехи в изменение поведения и восприятия жителей. Об этом на Московском урбанистическом форуме — 2018 сообщили представители исследовательской консалтинговой компании BCG, пишет 20 июля «Коммерсантъ».
По мнению экспертов BCG — Москва вышла из группы наименее комфортных мегаполисов (в ней остаются Гонконг, Мехико, Шанхай и Сан-Паулу) и в перспективе семи лет имеет шанс попасть в лидирующую группу. По динамике «материальных» изменений с 2011 года Москва безусловный лидер, и по ряду показателей город опережает большинство конкурентов из группы лидеров.
Так, парковая инфраструктура Москвы больше, чем в Лондоне и Нью-Йорке (второе место в мире, лидер — Гонконг), велодорожек в Москве больше, чем в Токио, Москва — один из самых освещенных городов мира и один из мировых лидеров по качеству «точек притяжения» (второе место). Особенно неочевидна оценка Москвы, занявшей третье место среди мегаполисов по доступности качественного жилья, уступая в этом Парижу и Сингапуру.
На «инфраструктурном» уровне в Москве нейтральная (но не низкая в сравнении с 10 конкурентами) ситуация в блоке «жилье», ситуацию с пешеходной инфраструктурой (средний уровень по объективным показателям) жители оценивают выше многих мегаполисов и активно ею пользуются.
Ситуация, по оценкам BCG, лучше среднего и с общественными пространствами Москвы. Точки, где объективно высокие показатели не конвертировались в позитивное восприятие и изменение поведения,— это безопасность и внешняя привлекательность, а также досуг, спорт, развлечения и культурная жизнь. В последнем случае количество этих благ BCG оценивает как среднее, качество — как выдающееся, однако восприятие их горожанами среднее, как и влияние этих благ на практику (при этом Москва в оценках BCG — город, в котором крайне востребован массовый спорт).
Очевидно, что при продолжении той же политики московских властей в течение нескольких лет эти изменения или конвертируются в политически значимые изменения оценок жителей качества городской среды, или в эскалацию запросов к городским властям на все большие инвестиции в новые общественные блага.
Столичный градоначальник всецело сосредоточился на проблемах хипстеров — велосипедные дорожки, общественные пространства, уличные кафе со смузи и тому подобных вещах, за что справедливо заслуживает похвалы от столпов современной урбанистики. Проблема в том, что в двенадцатимиллионной Москве данная категория горожан представляет исчезающе малую величину.
90% жителей нашего города интересуют вопросы работы, здравоохранения, учреждений образования и спорта для детей. А именно эти-то основополагающие вопросы в рамках выбранной мэром и его командой стратегии решаются в ущерб интересам подавляющего большинства москвичей.
Очереди в образовательные учреждения и поликлиники не исчезли, пробки не пропали, big data — плохая замена отсутствующему на маршрутах общественному транспорту. Названные проблемы обостряются желанием властей сверхуплотнить город, поэтому в интересах девелоперов уничтожаются зеленые территории столицы. Но зато как сообщает BCG в Москве самая протяженная сеть велодорожек.