Популяризатор космонавтики: российский космос топчется на месте

Изображение: Иван Соболев © ИА Красная Весна
Автоматические межпланетные станции «Луна — 9», «Луна — 10» и «Луна — 13». Музей НПО им. С. А. Лавочкина
Автоматические межпланетные станции «Луна — 9», «Луна — 10» и «Луна — 13». Музей НПО им. С. А. Лавочкина
Автоматические межпланетные станции «Луна — 9», «Луна — 10» и «Луна — 13». Музей НПО им. С. А. Лавочкина

СССР был мировым локомотивом в области освоения космоса, а потому с его разрушением стагнация наступила и в России, и по всему миру. Об этом заявил популяризатор отечественной космонавтики, организатор интернет-сообщества «Советский Космос» Максим Цуканов 12 апреля, передает корреспондент ИА Красная Весна.

«Отдельно обстоит дело с Китаем, который с 2003 года скрупулёзно повторяет наши космические подвиги. Для человечества в целом эти успехи не столь значимы, т.к. повторяют рекорды 50 летней давности, но для китайского народа это, безусловно, стремительное движение вперед. Мало кто обращает внимание на тот факт, что только две страны в мире способны на сегодняшний день отправить человека в космос. Пилотируемые корабли есть только у России и Китая», — рассказал Максим Цуканов.

Вся современная пилотируемая космонавтика, есть детище советской инженерной мысли, научного подвига наших ученых и инженеров, считает общественник. По его мнению, Россия может отставать в космической отрасли, но не от иностранного конкурента, а от уровня и возможностей советской космической индустрии. В 90-е годы многие перспективные проекты были закрыты, заморожены или преданы забвению. Например, проекты сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия» и космоплана «Буран» так и не были официально закрыты. Желающих войти в историю, как «убийца Бурана» не нашлось. А ведь проект ракеты Энергия, подразумевал масштабнейшие, революционные перспективы для освоения орбиты и околосолнечного пространства. Разрабатывались планы по освоению Луны и Марса в ближайшей для того времени перспективе.

«Это было и сейчас является жизненно важной задачей. Цивилизация, которая не стремиться в космос — обречена деградировать. Советское министерство общего машиностроения была именно той формой организации работы, которая требовалась для космического рывка. В 90-х мы утратили предприятия, институты и создаваемые десятилетиями производственные цепочки. Настоящим преступлением является ликвидация НПО "Молния", предприятия создававшее Буран и другие перспективные проекты. Были разогнаны лучшие специалисты, цеха сносились или сдавались под коммерческие нужды», — рассказал Максим Цуканов.

По его мнению, ситуация в последнее время стала меняться в лучшую сторону. «Недавно анонсировали объединение разрозненных предприятий космической и военной промышленности. Это почти двести предприятий по всей стране! Я считаю, что это правильно, но станет ли эта структура новым министерством общего машиностроения — покажет время. Хотелось бы верить, что мы сможем хотя бы приблизится к тому уровню науки и промышленности, какая была у нас 30 лет назад. Второй новостью, которая дает надежду на восстановление утраченного, это начало разработки эскизного проекта новой сверхтяжелой ракеты-носителя и возобновления лунной программы», — заявил Цуканов.

На вопрос о том, справедливо ли мнение о том, что современный российский космос держится в основном на советских разработках Максим Цуканов ответил:

«Это верно. Но с другой стороны разве могло бы быть иначе? Советское научное наследие и колоссальный и не до конца изученный массив сотен тысяч идей и наработок. Другое дело, что мы за 27 лет мало что с этим наследием сделали. Если провести аналогию то в с СССР ученые с 1961 года по 1988 прошли путь от первого человека в космосе и простого, по современным меркам, одноместного корабля «Восток-1», до колоссальной ракеты «Энергия» и огромного космоплана с искусственным интеллектом. При этом успевали еще строить космические станции и попутно изучать Венеру, Марс, Луну и Фобос».

Даже современная МКС, которая стала возможна благодаря советскому заделу, это в каком-то смысле движение назад по сравнению со станцией МИР, считает общественник.

«Как правильно заметил космонавт Александр Калери, радиальная форма станции МИР значительно перспективнее, линейной, на которой настояли американцы, чтобы превзойти габариты советской станции», — сообщил Цуканов.

У нас богатое космическое наследие, которое мы должны применять и совершенствовать. Нужно развивать именно государственную космонавтику, основанную на фундаментальной науке и жестком планировании. Нам не следует перенимать форму организации космической отрасли принятую на западе и уж тем более идти на поводу разрекламированной частной космонавтики, считает общественник.

По его мнению, космос и космонавтика неразрывны с образом будущего. «Развивается одно, есть надежда на другое. И наоборот. В советское время многие стремились стать космонавтами, хорошо учились, занимались спортом. Для того чтобы торговать в киоске или управлять банком таких усилий не требуется. Будущее в СССР казалось светлым, а космос близким. После катастрофы 90х будущее оказалось не столь светлым, а космос отдалился», — рассказал Максим Цуканов.

12 апреля в России празднуют День космонавтики. ИА Красная Весна проводит трансляцию, где в течение дня публикуются мнения специалистов и рядовых граждан о космической отрасли.