Немецкий аналитик рассказал о «молочной» войне в мире
Противостояние между крупнейшим в мире производителем овсяного продукта, заменяющего молоко, и фермерами продолжается в течение нескольких лет. О ходе «молочной войны» сообщил эксперт-аналитик в области международных сельскохозяйственных и сырьевых рынков Олаф Зинке. 1 июня его статья опубликована на немецком новостном портале Agrarheute.
Несколько лет назад между крупнейшей шведской компанией по производству овсяного молока Oatly и производителями коровьего молока начались ожесточенные столкновения, названные некоторое время спустя «молочной войной».
Oatly начала активно продвигать свой продукт в других странах за счет фермеров, призывая покупателей выбрасывать коровье молоко, что вызвало бурные протесты аграриев. Основное внимание в аргументации против животного молока Oatly уделила защите климата или так называемому выбросу CO2. Учеными Потсдамского института климатических исследований (PIK) было подсчитано, что при производстве овсяного напитка вырабатывается на 70% меньше CO2, чем при производстве коровьего молока.
Успех продукции Oatly в США превзошел все ожидания. Зинке видит причину в соответствии политики бренда духу времени. «Осознание того, что каждый литр, который мы продаем — это шаг к лучшему миру, превращает повседневный бизнес в нечто экстраординарное», — говорится в рекламном проспекте Oatly.
Эксперт отмечает, что «то, как компания обращается с молочными фермерами, совсем не по-шведски». В Швеции и Англии Oatly в своих рекламных кампаниях требовала «выбросить молоко». Это настроило против Oatly не только молочных фермеров, но и многих других фермеров, и даже производителей овса.
Шведские газеты назвали эту общественную полемику «молочной войной». Председатель Ассоциации производителей зерна Швеции Йохан Карлсен предостерег производителя овсяного молока от разделения фермеров и призвал Oatly прекратить свою рекламную кампанию. В конце концов спор перешел в суд: там Oatly запретили использовать коровье молоко в рекламе своей продукции.
Кроме того, суд запретил называть напиток «овсяным молоком» на территории Европейского Союза. Разрешен только такой термин, как «овсяный напиток». В США Oatly продолжает называть свой продукт молочным.
Тони Петерссон, управляющий директор Oatly Group, заявил: «Речь идет о превращении людей, которые раньше пили коровье молоко, в людей, которые пьют овсяное молоко. Мы не упустим эту миссию из виду и останемся верными ей».
В то же время репутация Oatly не так чиста, как компания хочет представить, отмечает Зинке. Аналитики критикуют некоторые весьма противоречивые инвестиции Oatly в глобальную отрасль «устойчивого развития». В июле 2020 года 10% акций были проданы инвестиционной компании Blackstone.
В 2016 году Oatly продала часть компании китайской государственной компании China Resources. Для многих «зеленых» инвесторов эти сделки противоречат реальной философии производителя овсяного молока. Однако Oatly парирует, что таким корпорациям также предоставляется возможность инвестировать свои деньги в «устойчивые» компании.
Тем не менее бизнес-модель компании работает, подчеркивает Зинке. В 2018 году общий объем продаж компании составил $118 млн, в 2019 году примерно $204 млн, а в 2020 году — уже около $421 млн.
Аналитики прогнозируют, что рынок растительных альтернатив молочным продуктам будет продолжать быстро расти. Однако, по текущим оценкам, мировой рынок животного молока также растет почти на 6% ежегодно. Вдобавок, отмечает Зинке, несмотря на рост, Oatly пока не получает никакой прибыли. В 2020 году производитель овсяного молока получил чистый убыток в размере $60,4 миллиона. «Но инвесторы, видимо, по-прежнему полны энтузиазма», — добавляет агроаналитик.
Напомним, компания Oatly была основана в Швеции в 1990-х годах. В настоящее время компания работает в большинстве европейских стран. Oatly начала свою деятельность в США в 2017 году, а в 2018 — в Китае. На данный момент продукция Oatly продается более чем в 20 странах мира.
Противостояние между крупнейшим в мире производителем овсяного продукта, заменяющего молоко, и фермерами-скотоводами отражает нарастающую тенденцию отказа от животноводства. Со стороны так называемых экспертов по устойчивому питанию уже давно слышны призывы к разрушению отрасли.
Информационная война ведется с размахом. Международная экологическая организация «Гринпис» широко распространила результаты своего исследования, согласно которому один молочный сектор ЕС производит больше выбросов парниковых газов, чем все автомобили в регионе, вместе взятые.
Небезызвестный шведский подросток Грета Тунберг в мае 2021 года опубликовала на своей странице в Twitter короткометражный фильм с призывом отказаться от животноводства ради защиты природы и для борьбы с глобальным экологическим кризисом. «Если мы будем продолжать, у нас закончатся земля и продовольствие», — заявила экоактивистка.
В Испании в 2021 году запустили первую в мире инкубаторную программу по производству альтернативных молочных продуктов, произведенных с использованием клеточных технологий сельского хозяйства.
В то же время отрасль животноводства дает широкие возможности для улучшения качества питания человека, укрепления продовольственной безопасности государств. Очевидно, что отказ от данного сектора сельского хозяйства приведет к ряду сложных проблем. Поэтому между двумя противоположными направлениями необходимо добиваться компромисса. Однако в мире, где во главу угла поставлена прибыль, он вряд ли возможен.