1. Культурная война
  2. Музеи России
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Наша идеология — воспитать сложного человека. Директор Эрмитажа о культуре

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Новый сложный человек
Новый сложный человек

Своими мыслями о роли музеев и о культуре в современном мире поделился директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский 21 января в интервью «Российской газете».

Михаил Пиотровский в ходе беседы коснулся роли музеев в правильном понимании истории на примере «хита» Эрмитажа — выставки о Григории Потемкине, опровергающей вымыслы о «потемкинских деревнях». «Прежде всего ей (истории — прим. ИА Красная Весна) возвращается ее сложность. А чем история сложнее, тем достойнее. Надо гордиться не столько „хорошей“ историей, сколько сложной», — считает директор музея.

Значимым получился разговор о тех, для кого музеи создаются и работают, о посетителях. Главными из них Пиотровский считает детей, студентов и пенсионеров. Для последних в Эрмитаже есть социальная программа «Бесплатные билеты для пенсионеров».

Смотрите также:

А, вообще, Михаил Пиотровский полагает, что в музее все посетители важны, «и человек, забежавший на 10 минут, и королева Великобритании, которой я за 40 минут показал весь Эрмитаж». А человека, которому в музее «много надо» нужно воспитывать, считает музейщик, пока таких, к огромному сожалению, не столь много.

«Надо поднимать интеллектуальный уровень города и воспитывать горожан», — продолжил Михаил Борисович, приведя в пример деятельность Эрмитажа, организующего интеллектуальные марафоны-дискуссии, беседы, чтения стихов, перфомансы, приглашения художников с картинами, выставленными на один вечер. «Сидим до трех ночи, под конец читаем «Илиаду», — дополнил рассказ гость РГ.

После этого, от политики музейной, беседа перешла к культурной политике на государственном уровне. «Если серьезно, я думаю, у нас есть очень хорошие возможности стать лучше всех» — заявил директор Эрмитажа. Он считает, что в России есть неплохая законодательная база, которая, к тому же, совершенствуется, однако важно чтобы понимали, что «государственная политика в области культуры — это еще не вся культура».

Михаил Пиотровский является также руководителем Союза музеев Российской Федерации. Взаимоотношения этой общественной структуры с властью Михаил Борисович оценил как «диалог»: «Иногда, лишь по видимости, а иногда реальный диалог».

Союз музеев, по мнению его главы, создавался не для противостояния с властью, а чтобы она понимала, что сегодняшний день не так важен для музеев, как прошлое и будущее. «Хорошо знающие это музейщики должны помогать и всевозможным администраторам смотреть на мир шире», — заявил Пиотровский.

Далее разговор коснулся работы ИКОМ — Международного совета музеев. В частности, Михаил Борисович негативно отозвался о новом определении музея, попытка утверждения которого была предпринята в 2019 году. По его мнению, это определение отражает мировую тенденцию — отношение к культуре и музею как к сфере досуга и развлечения с целью получения прибыли.

«Хорошо, что музейщики отвергли его», — подчеркнул Пиотровский, добавив, что эта «опасная тенденция выхолащивает нормальную идеологию музея и культуры — воспитывать сложного человека».

Отношение к культуре стало важной частью и следующей темы, возникшей в интервью — о кражах в музеях. Конечно, для предотвращения подобных эксцессов важны новые технологии, помогающие избегать или оперативно обнаруживать преступления.

Но, как считает директор Эрмитажа, для которого этот вопрос весьма злободневен, важна и психология. «Музейщики, причастные к кражам — еще лет 20 назад это было невозможным явлением. У музейщика не должна подниматься рука красть в музее», — заявил Михаил Борисович, но «для этого нужно, чтобы несколько ослабла власть денег. Что трудно».

Нужно воспитывать в людях трепетное отношение к общему наследию, к культуре, считает Пиотровский. Нужно, чтобы вновь выработалось «понимание, что музейные вещи — не имущество, а нечто святое». Ведь так и было, считает гость РГ, еще 20 лет назад, причем, как и у сотрудников музея, так и у его посетителей.

В завершении разговора Михаила Пиотровский, в ответ на вопрос о самых запомнившихся посещениях Эрмитажа главами государств, рассказал о визите Джорджа Буша: «Когда я показал ему картину „Апофеоз Екатерины II“, он спросил: а где Потемкин? Они готовятся, конечно, перед тем, как прийти к нам».