Ученые рассказали, как восстанавливают коралловые рифы в шведских водах
Исследования, которые помогут восстановить коралловые рифы Швеции, проводятся в Морской лаборатории Тьярно (Tjärnö) Гётеборгского университета, сообщает 11 марта информационное агентство TT.
Чуть более трех лет ученые лаборатории работают над выращиванием личинок коралловых полипов, чтобы изучить условия, которые им необходимы для развития. В шведский водах почти не осталось холодноводных коралловых полипов Lophelia pertusa. Полипы, с которыми проводятся исследования, взяты с норвежского кораллового рифа Тислер.
Цель состоит в том, чтобы восстановить популяцию коралловых полипов в шведских водах и спасти коралловые рифы в национальном морском парке Костерхавет. На коралловых рифах Lophelia наблюдалось 1300 видов, что сопоставимо с богатством видов тропических коралловых рифов.
«Довольно часто люди не знают, что у нас есть шведские коралловые рифы. Распространение знаний — часть проекта. Если люди узнают, что коралловые рифы существуют, то могут захотеть их сохранить», — сообщила руководитель проекта Life Lophelia Энн Ларссон.
Ученым известно шесть мест в шведских водах, где есть коралловые рифы. Лишь на двух из них сейчас отмечены живые колонии Lophelia. Когда и почему они исчезли на других рифах, неизвестно. Могли повлиять траловый промысел, разрушающий чувствительные рифы, эвтрофикация и отложение осадков.
Несколько живых колоний сейчас существуют на рифе к северу от города Стрёмстад. После того, как были введены запреты на траление и якорную стоянку, кораллы естественным образом восстановились в одном из мест, у островов на западном побережье Швеции вблизи поселения Фьельбака. В настоящее время площадь этого рифа составляет около 300 кв. м.
В шведских водах встречаются личинки Lophelia размером 0,2 мм. Они дрейфуют по течению от рифа Тислера. Проблема в том, что они не оседают в водах Швеции. На двух живых коралловых рифах остались старые, мертвые коралловые скелеты, к которым могут прикрепляться личинки. В четырех других местах всё исчезло, есть только остатки разрушенного рифа, на которых ничего не растет.
«Если не останется трехмерного скелета, на котором личинка может осесть, восстановления не будет», — поясняет биолог Сюзанна Стрёмберг.
Поэтому планируется изготовить искусственные рифы и разместить их в море, чтобы личинкам было к чему прикрепиться. В лаборатории испытываются небольшие пластиковые конструкции с различными полостями и выступами, которые печатаются на 3D-принтере. Исследователи изучают, какие материалы и структуры поверхности нравятся личинкам, при каких условиях они могут осесть на конструкцию.
В апреле планируется завершить окончательное строительство искусственных рифов, а осенью они будут размещены в море и, как надеются ученые, станут домом для новых личинок.