В Башкирии пасечник отсудил более 400 тысяч за гибель пчел
Пчеловод добился компенсации за гибель пчел от бесконтрольной химической обработки поля, 14 февраля сообщает сетевое издание «События».
Шестой самарский кассационный суд общей юрисдикции признал правоту пчеловода Анаса Ахметова, у которого из-за бесконтрольной химической обработки полей погибло 74 пчелиные семьи. Суд отклонил кассационную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) имени Куйбышева из Иличевского района Башкирии и присудил возместить Ахметову ущерб в размере 417 тыс. рублей.
Отмечается, что пасеки находятся рядом с полями медоносов — это выгодно и пасечникам, и аграриям. В 2019 году по всей стране в различных областях и республиках погибло более 100 тыс. пчелиных семей. В Башкирии массовая гибель была отмечена в восьми районах.
Фермер сообщил, 4 июля пчелы отроились, на следующий день погибли. Подозрение сразу пало на СПК, которое без предупреждения применило пестицид «Каратошанс». Данное средство для пчел имеет первый класс опасности, а для людей второй класс опасности.
Ахметов вызвал полицию, пригласили свидетелей, составил протокол и взяли пробы. Мертвых пчел фермер отвез в Уфу на экспертизу.
Сообщается, что в башкирском Россельхознадзоре было 65 аналогичных случаев с пчелами. В учреждении своей лаборатории не было, и все пробы были отправлены в Саратов. Анализ каждой пробы стоил 10 тыс. рублей.
Жителями деревни была написана жалоба на имя министра экологии и природопользования республики, а к делу подключилась прокуратура. Были выявлены многочисленные нарушения со стороны СПК, которые не проинформировали население об обработке полей пестицидами.
Согласно статье 21 Закона о пчеловодстве республики Башкирия любой сельхозпроизводитель обязан оповестить об этом население и пчеловодов в пределах пяти километров за пять дней до обработки.
Сообщается, что в деревне Буралы, где живет фермер, погибло порядка 50 тысяч пчелосемьей, за это местный Роспотребнадзор наложил на СПК штраф в размере 10 тыс. рублей, а убытки пчелам никто не возместил.
Потери Ахметова согласно независимой экспертизе составили один миллион 90 тысяч рублей, к СПК был составлен иск. Фермер отказался от части претензий и потребовал возместить только погибших пчел.
Илишевский районный суд поддержал фермера и присудил СПК возместить Ахметову ущерб в размере 417 тыс. рублей. СПК пытался опротестовать решение в Верховном суде, но после того, как решение было оставлено в силе, подал кассационную жалобу в Самарский шестой кассационный суд общей юрисдикции, который также оставил жалобу без удовлетворения.
Сам Ахметов отмечает, что был в катастрофическом положении и обращался к местным министрам и депутатам, но не нашел у них ни понимания, ни содействия. Пасечник надеется, что его случай станет прецедентом, потому что пчеловоды не знают, как бороться за свои права.
Отметим, что в 2020 году в республике продолжилась гибель пчел, а фермеры сообщают, из-за пестицидов необходимо уничтожать и сами ульи.