В России учителя будут проходить курсы по логопедии и дефектологии

Изображение: Цитата из х∕ф «Класс коррекции». Реж. Иван Твердовский. 2014. Россия
Школьники-инвалиды
Школьники-инвалиды

Прием в вузы по программам бакалавриата и магистратуры для подготовки логопедов и дефектологов будет увеличен с 1 сентября 2022 года, сказано в поручении президента России Владимира Путина, выданного по итогам заседания в Госсовете 3 октября, сообщает ИА REGNUM.

Заседание состоялось 25 марта. Поручение было подписано, чтобы «обеспечить увеличение контрольных цифр приема по направлению подготовки „Специальное (дефектологическое) образование“ по программам бакалавриата и магистратуры с учетом данных мониторинга кадрового обеспечения образовательных организаций специалистами-дефектологами, логопедами и тьюторами».

Помимо этого Минобрнауки и Минпросвещения должны будут включить в программу среднего и высшего образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» модули по коррекционной педагогике и психологии. После прохождения данных модулей у учащихся должны сформироваться навыки по организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Напомним, Россия давно взяла курс на внедрение инклюзивного образования в средних школах. Такой подход подразумевает включение в общеобразовательные классы детей с различными нарушениями в развитии. Включенные курсы должны помочь учителями справиться с такими детьми.

Комментарий редакции

Курс российской власти на внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы длительное время критикуется как со стороны различных общественных организаций, так и специалистами из сферы образования. По их словам, инклюзивный подход приведет к уменьшению роли специализированных образовательных учреждений в воспитании таких детей.

Специалисты утверждают, что такие дети с трудом включаются в образовательный процесс, поэтому к их обучению требуется применять специальные подходы. Полноценно организовать необходимую для этого образовательную среду можно только в специализированных учебных заведениях.

Помимо этого эксперты обращают внимание на то, что для обучения детей с различными отклонениями нужно применять разные методики работы. Поэтому среди школ такого типа существует специализация по классам. Для детей с определенными видами отклонений разработаны специальные программы, которые дают ряд предметов в упрощенном виде. Как соединять такие упрощения и общеобразовательную программу, чиновники обычно объяснять не берутся.

На сегодняшний день в России существует хорошая школа для подготовки учителей-логопедов и дефектологов, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов. Помимо этого разработаны уникальные методики обучения, специальные программы и оборудование для школ, обучающих слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и так далее. Все это может быть выброшено за борт в процессе внедрения инклюзии.