Режиссер фильма «Танец с саблями» рассказал про «нерв» танца-легенды

«Танец с саблями», как и весь балет «Гаяне», Хачатурян написал по указанию Анастаса Микояна, заявил кинорежиссер Юсуп Разыков, 29 января сообщает «Российская газета».

Разыков, снявший в 2019 году фильм «Танец с саблями» о жизни знаменитого композитова Хачатуряна, в котором по-своему интерпретировал отношения советской власти и композитора, рассказал, что сам «Танец с саблями» — «это безусловный шедевр, его очень любит публика».

По словам режиссера, у этой мелодии «есть своя загадка и своя история». «И, мне кажется, я понял ее нерв. Это музыка заводная, воинственная, в ней задор, молодость, сила, но есть в ней и контрастная, лирическая часть. Есть нежность. В ней удивительным образом выразились характер человека и нации, история поколения и страны…» — поделился он своим мнением.

Между тем идея дополнить уже готовый балет этим воинственным танцем была навязана Хачатуряну партийным начальством. Классический пример вмешательства государства в интимный процесс творчества?

На вопрос, является ли дополнение балета «Гаянэ» знаменитым танцем навязыванием композитору своей воли советской властью, Разыков сказал, что импульсом ко многим великим произведениям искусства в разные времена служили повеления от власти.

«Знаете, число шедевров, инициированных власть предержащими, велико: вспомним Микеланджело, Леонардо…. Даже материально независимый Гете творил в рамках, установленных мифологией католической церкви, государством», — рассказал режиссер.

«Да и сам балет „Счастье“, который потом назвали „Гаяне“, был написан по указанию Микояна, это была его идея — сочинить первый армянский балет», — добавил он.

По мнению Разыкова, «творческий человек всегда находится под прессом каких-то обстоятельств — чаще всего материальных». В пример он привел художника Франца Хальса, который «писал свои картины за кусок мяса и кружку пива».