Казахстан уничтожил геологоразведку и заявил об истощении месторождений

Н. Ф. Днисовский. Разработка карьера старателями. 1930
Н. Ф. Днисовский. Разработка карьера старателями. 1930
Н. Ф. Днисовский. Разработка карьера старателями. 1930

Минирально-сырьевая база Казахстана, сформированная в советский период, практически вся исчерпана из-за интенсивной эксплуатации месторождений без восполнения запасов, 4 октября сообщает издание «Ритм Евразии».

В Казахстане нарушен баланс между приростом запасов и добычей сырья. За 30 лет независимости добыча нефти в республике выросла более чем три раза. Так в 1992 году в Казахстане добывали 25,8 млн тонн нефти, а в 2020 году добыли уже 85,7 млн тонн.

«Советский резерв исчерпан, и в последние годы темпы прироста резко замедлились. … масштабный экспорт минерально-сырьевых ресурсов формирует до 70% ВВП страны. Таким образом, интенсивная эксплуатация месторождений без восполнения запасов загоняет экономику в критическое положение», — сообщает издание.

Подчеркивается, что огромная минерально-сырьевая база Казахстана является основным источником пополнения бюджета, но она не вечна, если ее не развивать. В 2018 году на месторождениях Тенгиза, Карачаганака, Кашагана было добыто 54 млн тонн нефти, то есть 60% от общей добычи в республике.

Никто не посчитал нужным хотя бы поддерживать службы геологоразведки в рабочем состоянии. Наоборот, геологоразведку посчитали не нужной — в 1997 году министерство геологии было ликвидировано, впрочем как и территориальные геологические управления, многие геологоразведочные партии. Был ликвидирован и Казахский геофизический трест с шестью экспедициями и заводом «Казгеофизприбор», трест «Казахстаннефтегеофизика» с четырьмя экспедициями, а также семью отдельными геофизическими экспедициями и ряд партий в составе территориальных геологических управлений. Геологическая система Казахстана полностью распалась.

Институт металлургии и обогащения АН КазССР превратили в какое-то невнятное АО «Центр наук о Земле», а единственный Институт геологических наук им. К. И. Сатпаева из академического переформатировали в ТОО и передали частной структуре «Парасат». Таким образом, была полностью уничтожена геологическая инфраструктура и вместе с ней «растворились» кадры геологов. Многие специалисты разъехались в поисках лучшей жизни, кто-то вообще ушел из профессии.

Поиском и разведкой новых месторождений теперь занимаются инвесторы. Но это не привело к открытию крупных промышленных запасов, так как геологическое изучение недр является процессом длительным и рискованным. Компаниям выгодно покупать уже разведанные месторождения или долю в проектах по добыче.

Частные геологоразведовательные компании «не всегда предоставляют контролирующим органам геолого-техническую информацию о результатах проведенных работ в полном объеме». Да и если предоставят ее, то проверить их невозможно, так как в Казахстане отсутствуют современные кернохранилища и сертифицированные лаборатории.

Напомним, 22 сентября во время своей поездки в Актау президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о проблемах, связанных с постепенным истощением нефтяных месторождений и сокращением добычи нефти к 2030 году. Для решения данных проблем он призвал привлекать инвестиции в геологоразведку и искать новые месторождения. Токаев заявил о необходимости освоить крупные месторождения «Каламкас-море» и «Хазар», общая стоимость которых составляет около $5 млрд.