Оторвавшийся в Антарктиде тысячекилометровый айсберг начал дрейфовать на юг
Отколовшийся в начале года от главного ледяного шельфа Антарктиды айсберг «А-74», площадью 1270 кв. км, сдвинулся из-за сильных ветров и начал дрейфовать в южном направлении. Об этом 20 августа сообщили в Европейском космическом агентстве (ESA).
Отрыв айсберга от шельфового ледника Бранта в начале 2021 года произошел из-за океанских течений, и последние полгода он оставался вблизи шельфа. Однако в начале августа сильные восточные ветры развернули айсберг вокруг западной оконечности шельфа Бранта, и он, задев краем лед шельфа, начал движение на юг.
В ESA показали анимацию движения айсберга А-74 за период с 9 по 18 августа на основе радиолокационных изображений, полученных со спутников миссии Copernicus Sentinel-1.
В течение уже многих лет гляциологи наблюдают за формированием и расширением разломов в шельфовом леднике Бранта, толщина которого 150 метров. Самая большая трещина идет на север от самой южной части шельфа.
По мнению экспертов, если бы дрейфующий айсберг ударился о нестабильный шельфовый лед с большей силой, это могло бы спровоцировать откалывание нового айсберга размером 1700 квадратных километров, который остается ненадежно прикрепленным в окрестностях ледяных румпелей Макдональда, где шельфовый ледник локально заземлен на морском дне.
«Кусок ледяного шельфа в форме носа, который даже больше, чем А-74, остается соединенным с шельфом Бранта, но не крепко. Если бы айсберг столкнулся с этим куском более сильно, это могло бы ускорить разрушение оставшегося ледяного моста, заставив его оторваться. Мы будем продолжать регулярно отслеживать ситуацию с помощью спутниковых снимков Sentinel», — сообщил представитель ESA Марк Дринкуотер.
В темные зимние месяцы в Антарктиде радиолокационные изображения незаменимы, потому что радар продолжает передавать изображения независимо от погоды или сезонной темноты.
Напомним, поскольку в 2017 году шельфовый ледник был признан небезопасным из-за расширяющихся трещин, Британская Антарктическая служба закрыла свою исследовательскую станцию Halley VI и переместила ее в более безопасное место, примерно в 20 км от главной трещины. Станция Halley состоит из восьми взаимосвязанных модулей, построенных на лыжах, что позволяет легко перемещать модули в случае нестабильного льда или образования новых пропастей на шельфовом леднике.