1. Экономическая война
  2. Выборы в Австралии
Канберра, / ИА Красная Весна

Аудит программы австралийских парковок обнаружил коррупционные нарушения

Изображение: Иван Лазебный © ИА Красная Весна
Паркомат Парковка Авто
Паркомат Парковка Авто
Паркомат Парковка Авто

Ни одна из 47 перехватывающих парковок, обещанных правящей Коалицией на выборах 2019 года, не прошла соответствующую процедуру одобрения Министерством инфраструктуры и транспорта Австралии, а отбиралось правительством в соответствии с выборными обещаниями, следует из опубликованного 25 октября отчета Счетной палаты Австралии, пишет The Guardian Australia.

Счетная палата делает вывод, что управление программой на сумму $660 млн со стороны министерства было «неэффективным», а определение проектов «явно не основывалось на основе высоких показателей».

Министерство инфраструктуры отвергло эти выводы, утверждая, что имело право предоставлять финансирование проектам, отобранным правительством и обещанным в качестве предвыборных обязательств. На это аудиторы ответили, что тогда министерство нарушило процедуру, одобрив часть проектов слишком рано, а также не удостоверилось, что все проекты имеют право на финансирование в соответствии с Национальным законом Австралии о наземном транспорте.

Счетная палаты также обнаружила, что министерство участвовало в составлении «ориентировочного» списка проектов в ноябре 2018 года, но затем канцелярия министра городской инфраструктуры Алана Таджа попросила добавить в электронную таблицу дополнительные потенциальные проекты и колонку для правительства, где проставлялся относительный приоритет каждого проекта.

«Канцелярия министра сообщила, что затем она изучит электронные таблицы совместно с канцелярией премьер-министра и канцелярией заместителя премьер-министра в преддверии соответствующей встречи между министром городской инфраструктуры и премьер-министром», — говорится в аудиторском отчете.

Счетная палата обнаружила, что проекты отбирались частично через кабинеты министров, которые опрашивали мнения 23 депутатов от правящей коалиции, а также сенаторов и кандидатов от коалиции в шести избирательных округах, которые на тот момент были под контролем Лейбористской партии или Центристского альянса.

Подход департамента к отбору проектов пригородных парковок «не был надлежащим», поскольку проекты отбирались правительством на основе «неконкурентного процесса, не основанного на заявках», резюмировали госаудиторы.

Как выяснила Счетная палата Австралии, рекомендации министру инфраструктуры «не включали оценку проекта». «В них не содержалось рекомендаций по осуществимости проекта, затратам, рискам или соотношению цены и качества. Не было предоставлено никакой информации о необходимости дополнительных парковочных мест на предлагаемых участках».

Счетная палата пришел к выводу, что процесс реализации проектов «не был рассчитан на то, чтобы быть открытым или прозрачным». При этом в общегосударственном масштабе 77% парковок относились к подконтрольным коалиции избирательным округам, а еще 10% — находились в шести избирательных округах, где были опрошены мнения кандидатов.

Около 64% проектов было реализовано в Мельбурне, что в 2,5 раза больше, чем в Сиднее, несмотря на то что министерство инфраструктуры Австралии оценивает дороги Сиднея как самые загруженные. Большинство парковок Мельбурна были запланированы для постройки на юго-востоке, а не на самые загруженных дорогах на северо-западе.

При этом программа была по большей части не выполнена. Из 47 мест для парковки пригородных автомобилей строительство было завершено только на двух участках и начато еще на трех. На данный момент было потрачено всего $76,5 млн? что составляет 12% от выделенной на программу суммы.

Несмотря на свои возражения, министерство в целом согласилось выполнить все шесть рекомендаций Счетной палаты, в том числе о том, что в будущем ему придется «разработать план реализации, показатели эффективности и стратегию оценки, специфичную для программы финансирования», и предоставить рекомендации по проектам, основанные на соответствии критериям.

Комментарий редакции

Отметим, что обнаружение подобного рода нарушений — уже традиционный для Австралии сюжет, регулярно всплывающий в медийном пространстве то с одной, то с другой региональной правительственной программой. При достаточно высоком накале скандала кого-то из ответственных могут на время сделать публичным козлом отпущения, как это было в начале 2020 года с экс-министром спорта Бриджет Маккензи, которую сняли с должности.

Но уже в 2021 году Маккензи назначили на новую министерскую позицию, и она стала лидером Национальной партии в Сенате, и уже в этом качестве недавно защищала от нападок коалиционное правительство, в этот раз распределившее среди своих избирателей инфраструктурные гранты.

Судя по всему, в случае с парковками австралийскому правительству реально ничего не угрожает — оно же уже согласилось «исправить все нарушения», да и в принципе давит на то, что просто исполняло предвыборные обещания, что, дескать, не возбраняется. А что оно это сделало до официального начала своей работы — так это уже мелочи.