Идет-гудет «Жемчужный век»: в Москве прошел творческий вечер «нового типа»
Большой музыкально-поэтический вечер провели участники творческого объединения «Жемчужный век» 17 декабря в московском клубе «Китайский летчик Джао Да», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Творческий вечер приютил под крышей заведения около 30 поэтов всех возрастов и направлений. Среди них: Елизавета Солодовникова, Алексей Перин, Василий Коксунов, Антон Кобец (организатор), Алевтина Белякова, Юрий Погорельский, Александр Хан, Захар Зорькин, Александр Скуба, Дмитрий Каминский, Юлия Мамочева, Анна Алекс, Дмитрий Котов-Грибоедов, Арина Чеканова, Валерия Воронич, Артемий Семичаевский, Алексей Новоторов, Иван Козин (Стив Бургундец), Петр Кифа и другие.
Организаторы мероприятия сознательно не ограничивали тематику и жанровую принадлежность поэтических номеров, которые звучали со сцены. Не обошлось на вечере и без музыкантов, чьи песни разбавили многочасовой стихотворный поток.
Так, поэтесса София Грабовская исполнила «Кокаинетку» Александра Вертинского, а Дмитрий Коледин — песню «Эхо» на стихи поэта Леонида Губанова. Нашлось время и для ансамблей: Светлана Кулагина выступила со своей рок-группой, а Илья Давыдов и Малименков — в составе хип-хоп дуэта «Свободный взгляд». Апофеозом вечера стал мини-концерт диско-группы «Галера в огне».
Проект «Жемчужный век» — это творческое объединение молодых московских художников, поэтов и музыкантов. Сообщество зародилось в апреле 2016 года по инициативе Антона Кобеца — тогда еще студента Литературного института (ЛИ) имени А. М. Горького — и Алёны Филиной.
Выбирая название для будущего объединения, учредители не стали проецировать на искусство «металлическую» шкалу, согласно которой за Серебряным веком должен следовать бронзовый. Вместо этого они провозгласили Жемчужный век, глашатаями которого «нескромно выбрали [себя] сами».
По словам Кобеца, жемчуг отсылает к воде как символу обновления всего сущего. Петр Пшеничный — соратник Антона по творческому цеху — уверен, что стратегическая задача «Жемчужного века» — оформить новый творческий нарратив, а в пределе — инициировать «перезагрузку всей русской культуры».
Оба идеолога при этом подчеркивают, что не собираются «сбрасывать», подобно футуристам, кого-либо «с корабля современности» (цитата из манифеста кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу» 1912 года — прим. ИА Красная Весна). В ближайшей перспективе они хотят побороть кружковщину и школьную ограниченность, в которых, по их мнению, погрязло современное отечественное искусство.
«Жемчужники» также стремятся к органичному сосуществованию разных форм искусства. Именно поэтому на их творческих вечерах присутствуют все жанры, стили и направления — от хип-хопа до a capella, и от любовной лирики до «площадной» поэзии.
Другая отличительная черта «Жемчужного века» — обостренное внимание к проблеме подлинности в искусстве. Кураторы проекта, вслед за немецким культурологом Вальтером Беньямином, считают, что оригинальный статус современного художественного произведения подорван его неограниченной медийной воспроизводимостью.
То же, по их мнению, происходит и с личностью самого художника, которая оказывается второстепенной или даже лишней инстанцией, поскольку, как говорит Петр Пшеничный, у «медиа-двойников нет авторства». В условиях «медиа-захвата» «жемчужники» видят единственный способ преодолеть постмодернистский взгляд на искусство — «сделать традицией» противоречие между подлинником и его бесконечно воспроизводимыми копиями.
Так, в августе–сентябре 2018 года «Жемчужный век» провел художественную выставку под рабочим названием «Что происходит между оригиналом и афишей?» Главная идея мероприятия как раз и состояла в том, чтобы заново создать между подлинником и копией то напряжение, которое так любят «заземлять» постмодернисты.
Чтобы добиться заявленной «разности потенциалов», устроители разместили по одну сторону выставочного пространства репродукции классических картин, а напротив каждой из них — афиши. Третья стена, будучи увешана произведениями самих «жемчужников», символизировала диалектический синтез обеих точек зрения на искусство.
«Жемчужники» правы в главном: прежний взгляд на художественное произведение как на авторский артефакт уже никогда не будет самодостаточен. Мы живем в эпоху не только технической (по В. Беньямину), но и медийной воспроизводимости всего и вся, а это значит, что любой продукт творчества очень быстро обрастает своими «клонами». Важно, что к числу таких «клонов» теперь относятся не только копии картин или печатные экземпляры книг, но и, к примеру, репосты в соцсетях.
При таких раскладах отстоять настоящее искусство можно только в режиме «вечного боя» между копией и оригиналом. Именно это подразумевают идеологи «Жемчужного века», когда говорят, что противоречие между уникальностью и тиражируемостью должно «стать традицией». Другими словами, интуиция подлинности возможна, покуда между этой подлинностью и ее отрицанием существует и поддерживается «разность потенциалов».
Что же до самих молодых поэтов и художников, то серьезность их амбиций может проверить только время. Конечно, сейчас они находятся в самом начале пути, и до «перезагрузки всей русской культуры» им пока страшно далеко. Главное, чтобы «жемчужники», исповедуя междисциплинарный и мультижанровый подход, не ударились во всеядность и эклектичность, как это часто случается в современном искусстве.