1. Экономическая война
  2. Экономика Германии
Берлин, / ИА Красная Весна

Германия ищет выход из бюджетного кризиса в миллиарды евро — The Guardian

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Орел. Дортмунд. Германия
Орел. Дортмунд. Германия

Правительство Германии изо всех сил пытается найти выход из бюджетного кризиса стоимостью в миллиарды евро, который рискует подорвать его видение экологических и промышленных преобразований и ввергнуть страну в многолетнюю экономическую стагнацию. Об этом пишет 2 декабря газета The Guardian.

Более непосредственные последствия решения высшего суда страны, который ошеломил экономистов и политиков, посчитавших, что правительственный бюджет на 2024 год нарушает фискальные правила, закрепленные в конституции, рискуют привести к свержению и без того напряженной двухлетней коалиции под руководством Олафа Шольца.

На своей обложке журнал Der Spiegel обвинил Шольца, рейтинги популярности которого резко упали, в том, что он оказался «всезнайкой», который «вверг страну в финансовый хаос».

В основе затруднительного положения правительства лежит решение Конституционного суда воспрепятствовать его планам направить 60 млрд евро заимствований, оставшихся от чрезвычайного фонда для борьбы с пандемией, в фонд климата и трансформации (KTF), чтобы подпитывать зеленую революцию в Германии и модернизировать ее промышленность.

Правило о долговом ограничении, закрепленное в конституции страны в 2009 году для обеспечения стабильности и укрепления доверия к государственным финансам во время глобального финансового кризиса, в то время приветствовалось как победа экономической осмотрительности, редко практиковавшейся в других странах. Теперь экономисты и политики называют это настоящей смирительной рубашкой, которую Германии удалось надеть на себя.

Ведущие экономисты говорят, что последствия решения суда выйдут далеко за пределы крупнейшей экономики Европы. Поскольку переговоры по бюджету на 2024 год отложены на неопределенный срок, будущая финансовая поддержка Украины, бюджет ЕС и другие ключевые направления расходов находятся под вопросом.

В пятницу в бундестаге депутаты боролись за достижение краткосрочного решения кризиса в попытке покрыть дефицит в размере 60 млрд евро в виде дополнительного бюджета на текущий год. Министр финансов Германии Кристиан Линднер заявил, что велись «интенсивные переговоры» в попытке спасти цели трехсторонней коалиции — от декарбонизации до процветания для всех, — но предупредил, что «ничто из этого не будет комфортным».

Он заявил, что объявит 2023 год «годом чрезвычайного положения», что освободит его по крайней мере для приостановления действия долгового режима Германии четвертый год подряд.

Среднестатистическому немцу проблема может показаться технической и глубоко запутанной, но чувство коллективной паники и шока заставило многих, уже пострадавших от последствий инфляции и всё еще не оправившихся от последствий пандемии, спросить, как это сделал таблоид Bild от имени своих читателей: «Что это будет означать для меня?» Широко распространен страх перед мерами жесткой экономии и потерей процветания Германии.

Как пишет газета, фактически весь авторитет правительства сейчас находится под вопросом, не в последнюю очередь потому, что эксперты по правовым вопросам заранее предупреждали, что его творческий бухгалтерский ход по переводу средств, связанных с пандемией, в фонд трансформации, скорее всего, не выдержит юридической проверки.

Марсель Фрацчер, президент Немецкого института экономических исследований, предупреждает, что на карту поставлена экономическая стабильность Германии. «Меня беспокоит то, что у правительства нет четкого внутреннего курса относительно того, как с этим бороться, — заявил он, выступая в Ассоциации иностранной прессы. —Есть те, кто говорит, что инвестиции должны быть главным приоритетом, и те, кто говорит, что мы должны притормозить расходы. Но это диаметрально противоположные идеи, и если мы замедлим нашу экологическую и цифровую трансформацию, это будет огромной ошибкой для будущего».