Китай впервые стал крупнейшим импортером японской еды

Материковый Китай впервые стал крупнейшим импортером японских продуктов питания в 2021 году, обойдя давно находившийся на первом месте Гонконг, 7 февраля сообщает Nikkei Asia.
Согласно опубликованным 4 февраля официальным данным, экспорт продуктов питания, сельскохозяйственной, лесной и морской продукции в материковый Китай вырос в 2021 году на 35,2% и составил 222 млрд иен (1,93 млрд долларов). Одними из самых популярных товаров стали японское саке, виски и закуски.
Это увеличение помогло Японии достичь своей долгожданной цели в 1 триллион иен экспорта продуктов питания. Пищевая, сельскохозяйственная, рыбная и лесная промышленность страны принесли 1,23 трлн иен от экспорта, увеличившись за год на четверть. Причем рост идет девятый год подряд.
Тем не менее, рубеж в триллион иен экспорта был достигнут с запозданием — изначально эта цель ставилась в 2019 году. До поставленной японскими властями цели достижения экспорта продовольствия в размере 5 триллионов иен к концу этого десятилетия еще далеко.
Гонконг среди опустился на второе место среди импортеров из Японии, хотя импорта продуктов питания туда вырос на 6% и составил 219 млрд иен. США заняли третье место с 168 млрд иен, показав рост на 41,2%.
В наибольшей степени вырос экспорт японских гребешков. Экспорт этих моллюсков удвоился и составил 64 млрд иен, что является самым высоким показателем роста в абсолютных цифрах. Экспорт японской говядины подскочил на 86% и составил 54 млрд иен.
Стоимость проданного виски выросла на 70%, до 46 млрд иен. Более широкое признание японских брендов привело к росту цен за единицу продукции, особенно в случае Китая. Спрос расширился и со стороны западных рынков.
При этом на 14% (до 16 млрд иен) сократился экспорт морских огурцов (голотурий) японского производства, поскольку они по большей части используются дорогими ресторанами, а пандемия сократила возможности ходить по ресторанам. Экспорт куриного мяса упал на 37% до 1,2 млрд иен из-за вспышек птичьего гриппа.
Япония стремится увеличить экспорт продуктов питания, чтобы оживить сельскохозяйственную отрасль, которая страдает от сокращения внутреннего рынка из-за сокращения населения. Экспорт продуктов питания и сельскохозяйственной продукции составляет всего 2% от общего объема внутреннего производства Японии в стоимостном выражении. Для сравнения, британский экспорт продуктов питания и сельскохозяйственной продукции составляет 18% внутреннего производства, в то время как доля США составляет 12%.
На сегодняшний день 14 стран и территорий всё еще сохраняют ограничения на экспорт из Японии, введенные после ядерной катастрофы на Фукусиме в 2011 году. Так, в Китай запрещен ввоз продуктов питания из девяти японских префектур.
В 2021 году США и Сингапур отменили ограничения на импорт японских продуктов. Гонконг и Европейский союз частично ослабили контроль в ответ на продолжающиеся переговоры с Токио.
«Правительство будет действовать согласованно, чтобы подтолкнуть страны-импортеры к снятию ограничений», — заявил на пресс-конференции 4 февраля министр сельского хозяйства Японии Гэндзиро Канэко.
Ожидается, что экспортные цели получат импульс от Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, первого соглашения о свободной торговле, в котором участвуют Япония, Китай и Южная Корея.