24
фев
2021
  1. Экономическая война
  2. Экономика России
Москва, / ИА Красная Весна

Проблема финансирования бюджета РФ имеет решение, но «непростое» — эксперт

Фриц фон Уде. Трудная дорога. 1890
1890дорога.Труднаяфон Уде.Фриц
Фриц фон Уде. Трудная дорога. 1890

Решение проблемы финансирования бюджета РФ с одновременным недопущением социально-экономического ущерба существует, но требует «непростого обсуждения», заявил вице-президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» (ЭТЦ) Юрий Бялый 24 февраля корреспонденту ИА Красная Весна.

Юрий Бялый отметил, что при росте госдолга РФ правительство решило не растрачивать Фонд народного благосостояния (ФНБ), как к тому призывают с «левого» фланга и «либералы», но вместо этого «осторожно» занимать дальше.

«Вроде логика в таком решении есть. Но вопрос о том, где и у кого можно сделать займы — остался», — ставит вопрос Бялый.

Эксперт поясняет, что запуганные «нищей Россией» иностранцы не хотят напрямую покупать российский долг, то есть облигации федерального займа (ОФЗ), которые выпускаются Минфином. При этом располагающий большими валютными резервами ЦБ РФ «по древнему закону, навязанному нашей стране МВФ в 1990-х годах, не имеет право давать деньги государству для финансирования бюджетного дефицита».

Население не может стать источником значимых объемов денег, так как у него их нет. Остаются банки, «но они без серьезной прибыли деньги государству одалживать не желают. И где же выход?» — вновь задается вопросом эксперт.

По его словам, ЦБ имеет право на аукционах РЕПО покупать ценные бумаги государственных и коммерческих банков, обеспечивая их ликвидность, и продавать бумаги обратно через определенный срок по заранее установленной цене.

Банки на полученные от ЦБ деньги «покупают ОФЗ Минфина, а затем, получив с этих ОФЗ так называемый „купонный доход“, отдают деньги ЦБ, оставляя себе купонную прибыль. То есть, ЦБ таким „кривым“ способом, через банки, финансирует бюджетный дефицит».

«Но проблема — в купонном доходе, — отмечает Бялый. — Если он малый или ненадежный, банки ОФЗ покупать не хотят. А ОФЗ бывают разные. Есть ОФЗ типа „фикс” — с фиксированным купонным доходом, например, 1,5 — 2%, вне зависимости от изменений инфляции, валютных курсов и т. д. И есть ОФЗ типа „флоат” — где купонный доход устанавливается, например, +2% над уровнем инфляции».

Эксперт отмечает, что банкам всегда более выгодны ОФЗ «флоат», так как они гарантируют банкам доход вне зависимости от колебаний инфляции, а государству более выгодны ОФЗ «фикс», поскольку по ним можно надолго и надежно прогнозировать стоимость обслуживания долга.

«Так вот, уже прошлой осенью выяснилось,  — напоминает эксперт, — что банки (в том числе, крупнейшие госбанки вроде Сбера) государству российскому не слишком доверяют и „фиксы“ покупать не хотят, а „флоатеры“ раскупают как горячие пирожки. А недавно, 16 февраля, это уже откровенно и публично заявил Греф. Который сказал, что Сбер готов активно покупать ОФЗ Минфина для потребностей федерального бюджета, но при этом должен быть соблюдён баланс между так называемыми „фиксами“ и „флоатерами“».

Бялый уверен, что такой «”баланс“ будет не в пользу бюджета, который правительство будет вынуждено „зажимать“, чтобы иметь гарантии расплатиться с долгами. Со всеми отсюда вытекающими социально-экономическими последствиями».

«Есть ли другие способы финансировать дефицит бюджета, или вообще добиться бездефицитного бюджета без социально-экономического ущерба Разумеется, есть. Но это — предмет отдельного и далеко не простого обсуждения…», — заключает эксперт.

Напомним, ранее пресс-служба Счетной палаты РФ сообщила, что общий российский госдолг за 2020 год по сравнению с предыдущим годом вырос почти на 40% и составил 18,99 трлн рублей, что составляет 17,8% ВВП страны.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER