Американский историк провел параллели между поздним СССР и современными США

Изображение: Комбакова Юлия © ИА Красная Весна
Трамп
Трамп

Прямую параллель современных США с последними годами Советского Союза провел историк и эксперт по международным отношениям Принстонского университета Гарольд Джеймс 1 июля в статье для портала Project Syndicate.

Историк обращает внимание на то, что как в Советском Союзе в последние годы его существования, в культуре США большую роль стала играть политическая сатира. Теперь и к США применима шутка о том, что человека, приговоренного к сроку в 25,5 за оскорбление умственных способностей лидера страны, судили прежде всего за раскрытие государственной тайны, за что ему дали 25 лет, и уже потом за неуважение к власти.

Примером тому может служить скандал вокруг публикации бывшим советником по национальной безопасности Джона Болтона книги о времени его пребывания в администрации президента США Дональда Трампа. Основная претензия к Болтону состоит ведь не в том, что тот оскорбил президента, а в том, что он пролил свет на вопиющую некомпетентность и «потрясающую неосведомленность» главы Белого дома.

«По сути, многие аспекты нынешнего annus horribilis Америки напоминают о последних годах Советского Союза, начиная с обострения социальных и политических конфликтов», — указывает историк, имея в виду под annus horribilis «худший год».

По его словам, в СССР быстро вышли на поверхность прежние этнические противоречия и противоречащие стремления отдельных наций, что привело к распаду страны. Сейчас же на фоне общенациональных демонстраций против расизма, полицейской жестокости и неравенства, а также реакции властей на них в стране еще острее встали межрасовые противоречия.

«И, подобно статуям Владимира Ленина во время распада советской империи, повсюду сносят статуи лидеров Конфедерации», — подчеркнул Джеймс.

Еще одно сходство между СССР и США лижет в области экономики. Так, если советский Госплан заставлял людей выполнять «непродуктивные и зачастую разрушительные задачи», то в США эта роль принадлежит Уолл-Стрит, которая не создает никаких продуктов, лишь извлекая выгоду из своей деятельности.

Историк призывает не полагаться на мнения экономистов в анализе возможного развития событий в будущем. Так, если в конце 1960-х годов экономист Роберт Манделл спрогнозировал распад СССР, появление единой европейской валюты и сохранение долларом своего статуса доминирующей международной валюты, еще не значит, что гегемония американской валюты продолжится. Условия, благодаря которым это стало возможным, меняются. В частности, пандемия коронавируса способствует более цифровой форме глобализации.

Затем нельзя забывать и о том, что попытки превращения американской валюты в оружие имело контрпродуктивные результаты: не только Россия и Китай, но и ЕС быстро предприняли шаги для разработки альтернативных механизмов международных расчетов. Подрывает гегемонию доллара и появление негосударственных платежных систем.

«Многолетнее главенство доллара было связано с глобальным спросом на глубоко ликвидный безопасный актив», — указывает он. — Однако это преимущество исчезнет, когда появятся альтернативные безопасные активы»_.

Более того, уверен Джеймс, господство доллара в международной финансовой системе зиждилось на представлении о США как об экономически стабильной, заслуживающей доверия с финансовой точки зрения и культурно открытой стране.

«Теперь, когда были явлены сбои американской системы, остальной мир может усомниться в ее компетенции по самым простым вопросам и эффективности государственного аппарата», — отметил историк.

Примером тому является кризис COVID-19. Если обратиться к показателям смертности и количеству выявленных случаев, окажется, что США показали себя очень плохо в борьбе с коронавирусом.

«При президенте Дональде Трампе Америка стала международным позором», — подчеркнул Джеймс.

В заключении Джеймс дает неутешительный прогноз будущему развитию событий. По его мнению, из-за своей потери привлекательности американская валюта может начать походить на советский рубль, и ситуация не сможет изменить даже изменение курса и руководства страны.

«В конечном счете Михаил Горбачев не сразу стал преемником Брежнева. К тому же времени, когда он пришел к власти и стал осуществлять перестройку, было уже слишком поздно. Болезнь стала неизлечимой», — заключил западный историк.