Эксперт по дизайну: «В будущем доме форма будет следовать инфекции»
Опыт жизни, полученный во время пандемии, изменит интерьеры будущего, считает консультант по дизайну и телеведущая Мишель Огундехин. Она перечислила основные направления будущих изменений жилого интерьера в своей статье, опубликованной 4 июня в журнале dezeen.
В первую очередь, считает Мишель Огундехин, повысится требование к качеству воздуха в домах. Внутри жилых помещений количество вредных веществ в воздухе может достигать десятикратного превышения относительно внешней среды. Это происходит из-за выделения токсичных веществ из строительных и отделочных материалов, из-за летучих соединений чистящих средств, из-за образования плесени.
Поэтому ставка будет сделана на экологически чистые строительные материалы, на эффективные системы вентиляции и очистки воздуха, а также на большее количество растений внутри дома.
Также изменится отношение к тому, какими должны быть спальни и общие комнаты для жизни. Спальням будут отведены более темные и компактные помещения, а для бодрствования — более освещенные и просторные пространства на верхних уровнях.
Так как во время самоизоляции целым семьям приходилось находиться дома вместе круглосуточно по многу дней, стало понятно, считает эксперт, что должна быть переосмыслена свободная планировка квартир. Частичное возвращение к традиционным планировкам, при которых жилье разделено на комнаты по функциональному назначению, необходимо для сохранения психического здоровья жильцов.
Японская традиция оставлять уличную обувь на специальной крытой террасе, не занося грязь внутрь, может стать нормой для западного жилья. Принцип отделения грязной зоны от чистого внутреннего пространства может быть реализован по-разному, как, например, другая отделка пола входной зоны или пониженный на одну ступень уровень при входе.
Предпочтение в отделке будет отдаваться материалам, которые легко можно продезинфецировать. А дозаторы с дезинфекцией для рук станут неотъемлемой частью быта.
Во время самоизоляции очень сильно вырос интерес к различным онлайн-курсам по кулинарии, прикладным видам искусства, спортивным тренировкам и т. д. Это значит, что в функциональной схеме жилья появится еще один необходимый элемент как пространство для саморазвития, считает Огундехин.
Также в целях сведения к минимуму возможности занесения инфекции в пищу, кухня станет стерильной зоной, из которой должны уйти все побочные функции, такие как место для уроков, игровое пространство, место семейного общения.
Также для удаленной работы неотъемлемой частью жилья станет рабочий кабинет со звуконепроницаемой дверью. А стандартный рабочий стол может быть заменен на стол, за которым можно работать стоя, что благотворно влияет на здоровье опорно-двигательной системы.
В жилые дома могут вновь вернуться библиотеки, кладовые, подсобные и утренние комнаты, считает консультант по дизайну.
Баланс между внешними и внутренними площадями будет пересматриваться. Соотношение площадей балконов, террас и жилого пространства, по мнению Огундехин, должно быть введено в стандарт.
Любовь к природе, которая в условиях карантина только усилилась, будет отражаться на выборе материалов для отделки. Предпочтение будет отдаваться натуральным материалам.
Жилье должно стать, по мнению Мишель Огундехин, не местом разъединения людей, а местом формирования и укрепления микросоциумов. Жилые образования должны быть более гибкими и обеспечивать возможность коллективного управления материальными ресурсами, спортивными объектами, общими рекреационными пространствами, а также коллективного ухода за детьми.
Эксперт считает, что назрела необходимость пересмотреть «прискорбную привычку изолировать пожилых людей в гетто поздней жизни», а также решить проблему одиночества и социальной изолированности молодых матерей, подростков, пенсионеров.
Ответом на вызов коронавируса, по мнению Огундехин, станет создание небольших коллективов, проживающих компактно и поддерживающих осознанно здоровый образ жизни, социальные связи между членами сообщества и связь поколений.