Обнаружен механизм, устраняющий узлы молекул ДНК — исследование

Изображение: qimono, pixabay, cc0
ДНК

Механизм устранения узлов в длинных молекулах ДНК, составляющих хромосомы, был обнаружен испанской группой исследователей из барселонского Института молекулярной биологии CSIC (IBMB-CSIC). Об этом 17 ноября сообщает интернет-издание Diario Libre.

Опубликованное в журнале The Embo Journal исследование, показывает скоординированное действие двух ферментов: конденсина (condensina), который локализует и напрягает узлы ДНК, и топоизомеразы (topoisomerasa) 2го типа, которая растворяет узлы переходными срезами.

Цепи ДНК, которые упакованы в хромосомы внутри клеток и содержат всю генетическую информацию, которая регулирует физиологию живых существ, часто имеют узлы, которые препятствуют нормальному функционированию геномов. Наличие узлов препятствует экспрессии генов, а также правильному разделению хромосом после того, как их ДНК была реплицирована, что делает деление клеток неосуществимым.

«Эти узлы могут быть очень вредными для генетической стабильности, но известно, что существуют механизмы, которые минимизируют степень завязывания ДНК, чтобы обеспечить правильную конформацию и динамику хромосом» — объяснил ведущий автор исследования и директор испанской лаборатории топологии ДНК IBMB-CSIC Хоаким рока

Сильвия Дайсон, один из авторов исследования, отметила: «Мы наблюдали, что для удаления узлов ДНК на хромосомах топоизомераза нуждается в активности конденсина. Без конденсина, топоизомераза производит еще больше узлов и ставит под угрозу стабильность генома».

Напомним, молекуля́рная биология — это комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции сложных высокомолекулярных соединений, составляющих клетку: нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).