Британские аналитики описали сценарии дестабилизации России после Путина

Изображение: Цитата из х∕ф «Седьмая печать». Реж. Ингмар Бергман. 1957. Швеция
Великая шахматная доска
Великая шахматная доска

Этап политического кризиса в России наступит после того, как президент Владимир Путин передаст власть своему преемнику, заявил аналитик Дэвид Локхарт в статье, опубликованной 19 января Королевским институтом стратегических исследований Великобритании.

Первой проблемой, с которой столкнется преемник Владимира Путина, станет проблема легитимности. «Эпоха хронического бюджетного дефицита вполне может начаться примерно в то время, когда Путин передаст власть преемнику (последние поправки в Конституцию позволяют ему править до 2036 года), — говорится в прогнозе. — Таким образом, этот преемник вступит в должность накануне социального и политического кризиса. У него будет меньше покровительства, которое он мог бы распределять среди элиты, и меньше возможностей успокоить население подаяниями, что затруднит установление его легитимности и повысит риск беспорядочного перехода».

Второй проблемной точкой, указывает аналитик, станет глобальный сдвиг в сторону зеленой экономики. Снижение цен на нефть вынудит постпутинское правительство решать экономические и социальные проблемы, «которые не решались со времен распада Советского Союза». «Одним из них является продолжающееся существование разрушающих стоимость промышленных предприятий, которые обеспечивают занятость и основные услуги для сотен, если не тысяч городов по всей территории России», — считает Локрарт. Правительство не сможет субсидировать эти предприятия за счет нефтяных доходов, и их придется закрыть, что может дать толчок «массовым протестам и социальным волнениям».

По мнению аналитика, внутренняя нестабильность будет сопровождаться натяжением отношений между Россией и Западом. «Российские лидеры, особенно руководители ее служб безопасности, почти наверняка поверят, что Запад разжигает беспорядки с целью устроить «цветную революцию» и использует свою слабость для дальнейшего ограничения влияния Москвы в странах Восточного партнерства, — предполагает аналитик. — Сторонники жесткой линии, вероятно, возродят теорию заговора о том, что «зеленая повестка дня“ — это заговор Запада, направленный на подрыв России».

Согласно этой логике, продолжает эксперт, экономически ослабленная Россия, которая по-прежнему будет считать себя великой державой, но не имеющая достаточно инструментов для действия невоенными методами для достижения своих целей, может поддаться соблазну применить «военные (и кибернетические) силы, способные добиваться быстрых побед в ограниченных конфликтах вокруг своих границ».

Описав возможный механизм такой трансформации, он предлагает исходить из этого тезиса и заранее принять меры, пока этот инструмент может быть использован для дестабилизации России.

«Учитывая потенциал трансформации энергетики для дестабилизации России и увеличения угрозы, которую она представляет для внешнего мира, сейчас настало время для политиков творчески подумать о том, как сделать Россию более заинтересованной в трансформации и подготовиться к грядущим растущим опасностям. Будущее может наступить быстрее, чем мы думаем», — заключает аналитик.