В России чаще стали бросать на путях груженые нефтебензиновые цистерны
Среднесуточное количество оставленных на сети РЖД вагонов с нефтепродуктами достигло 9 тыс. единиц и стало рекордным показателем за пять лет, сообщает 29 декабря РБК со ссылкой на три источника, близкие к железнодорожным операторам.
Собеседники агентства сообщили, что на сети РЖД скопилось 9 тыс. вагонов с нефтеналивными грузами. Это в 2,4 раза превысило данный показатель в конце 2020 года. Компания объясняет это первыми серьезными холодами и проблемами с выгрузкой цистерн в портах.
Перевозка других грузов тоже периодически сталкивается с проблемами. Как сообщил исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта, на 27 декабря на сети РЖД было брошено 1125 поездов, или почти 79 тыс. вагонов со всеми грузами. Данные за прошлый год в союзе не раскрыли.
Дружинин назвал сложившуюся ситуацию «рабочей». Он отметил, что одной из причин скапливания вагонов стала индексация грузовых тарифов РЖД на 6,8% с 2022 года. Эксперт пояснил, что сейчас идет большой объем предъявления грузов с целью вывоза до 1 января. «При этом РЖД уже выполнили план по погрузке на 2021 год», — отметил Дружинин.
Представитель одного из крупнейших железнодорожных операторов по перевозке нефтяных грузов «Трансойла», заявил, что оставлены без движения более 3 тыс. цистерн. Он пояснил, что проблема имеет эффект домино: каждая цистерна с промерзшим грузом становится причиной замерзания идущих под выгрузку вагонов.
«Проблема носит системный характер, и в последнее время мы отмечаем тенденцию к ухудшению ситуации. Чтобы компенсировать застрявший в пути парк, мы вынуждены посылать дополнительные вагоны и нести финансовые потери», — привела пресс-служба слова руководителя железнодорожных грузоперевозок компании RailGo Дмитрия Ратушного.
Ратушный назвал причинами осложнения ситуации ухудшение погодных условий, окончание речной навигации, а также сезонный спрос на уголь и рост цен на нефть и нефтепродукты. Последние два фактора повлияли на то, что НПЗ увеличили переработку. «Локально вынужденные простои возникают из-за нехватки локомотивов, многочасовых задержек с выгрузкой в портах и других обстоятельств», — отметил Ратушный.
Представитель РЖД сообщила агентству, что вагоны с с нефтеналивными грузами скапливаются на припортовых станциях с первыми серьезными холодами из-за проблем с выгрузкой цистерн в портах. Вязкие грузы, вроде мазута, «дубеют» при минусовых температурах, что вызывает увеличение времени выгрузки в несколько раз. Так, в отдельных терминалах выгрузка цистерны мазута при нормативе 10 часов занимает до 70 часов.
В Ассоциации морских торговых портов заявили, что ситуация ухудшилась из-за недостаточной организации работы по доставке грузов именно со стороны РЖД. «Подвод поездов на припортовые станции осуществляется ниже установленных норм», — сообщил представитель ассоциации. По его словам, мощности портов значительно опережают провозную способность путей общего пользования.