Что позволено искусству? Интеллектуальный клуб в Берлине дал ответ
Роль книги «Сатанинские стихи» Салмана Рушди в контексте ответственности искусства перед обществом обсудил интеллектуальный клуб Институт Свободного Взгляда (Freiblickinstitut) 27 сентября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Заседание клуба началось вступлением в проблематику Рушди, который в 1988 опубликовал свое литературное произведение «Сатанинские стихи». В этой книге, написанной в стиле магического реализма, автор своевольно изобразил мусульманского пророка.
После публикации скандальная книга вызвала протесты среди мусульманского общества, а самому автору пришлось последующие 10 лет находиться под постоянной охраной полиции из-за угрозы его жизни.
Публицист и философ Райнхард Кнодт (Reinhard Knodt) продолжил обсуждать, чем же является искусство и что ему может быть позволено. Он рассмотрел сатиру как часть искусства и определил ее как игру на грани между профанацией и сакральным. Но для того, чтобы сатира не стала средством разрушения, сатирик должен действовать только из внутренних убеждений, а не становиться инструментом в руках других, общественным деятелем, политиком или не начинать выполнять роль религиозного деятеля. По мнению Кнодта, кульминацией творчества сатирика будет или его смерть, или проработка внутренних противоречий обществом.
Также, обсуждая проблемы искусства сегодня, Кнодт отметил советский подход к искусству, который работал не только на провокации в обществе, а пытался построить некую общую действительность.
Он с большим сожалением обсудил ситуацию с искусством в Берлинских университетах, где отдельные профессора часто рассматривали искусство только в том случае, если поверх красивого произведения будет совершено провокативное, даже вульгарное действие, например, некрасивая ругательная надпись. По мнению Кнодта, культуру нельзя низвести к таким вульгарным провокациям, как это рассматривалось в научном сообществе в Берлине.
Напомним, что Институт свободного взгляда уже несколько лет организовывает дискуссии по крайне спорным вопросам общества. Заявленная цель института — при помощи диалога идти к большей свободе, к развитию и гуманизму.